В 1838 г. молодой Вагнер, спасаясь от долговой тюрьмы, тайно бежал из Пиллау в Лондон. Парусное суденышко, на котором скрылся беглец, попало в страшный шторм, который едва не привел к гибели всего экипажа. В одном из заливов, куда удалось причалить судну, Вагнер повстречал девушку по имени Сента, которая рассказала ему мистическую легенду о корабле-призраке. Её рассказ и пережитые морские приключения послужили рождению знаменитой оперы «Летучий голландец», написанной композитором всего за семь недель. Премьера оперы состоялась 2 января 1843 года в Дрездене под управлением автора.
Романтическая история, тяга к мистике, таящее опасности море, по которому обреченно скитается корабль-призрак, таинственный портрет, сыгравший роковую роль в судьбе героини – такой сюжет не мог не заинтересовать композитора -декадента, в чьем творчестве мифы занимали центральное место, являясь источником вдохновения. В «Летучем голландце» реальное переплетается с мистическим, в пении команды корабля-призрака отражены таинственные образы легенды. Отдельное место в опере занимает любимая Вагнером тема женской верности, воплощенная в образе Сенты, способной своей жертвенностью, чистотой и отвагой спасти героя, разбив проклятье, искупая его грехи.
Вагнер – великий реформатор оперного искусства. Он стремился создать музыкальную драму – жанр, где музыка, основанная на комплексе лейтмотивов, непрерывным потоком объединит воедино драматургические компоненты.
Концертное исполнение оперы «Летучий голландец» – первый опыт обращения к музыке Вагнера Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.