В продолжение юбилейного Года Ряузова музей художника Б.Я. Ряузова представляет удивительную выставку «Пейзаж на века» из частной коллекции.
На протяжении нескольких лет вдова художника Нина Васильевна Ряузова отбирала и бережно оформляла этюды из мастерской художника, не экспонировавшиеся раньше. Это очень личные эпизоды творчества Бориса Яковлевича: созданные на пленэрах миниатюры (1944 - 1993 годы), открывающие нам первый неповторимый момент встречи пейзажиста с натурой.
Мы благодарны семье художника за уникальную возможность продлить общение с живописными шедеврами Мастера в музейных залах.
Этюды Бориса Ряузова – бесценное творческое наследие мастера. Монументальные произведения автора - это живописное философское высказывание: эпическое, сдержанное в колорите. А рассматривая этюды мастера, мы видим искренний интерес и любование ландшафтом или мотивом, упоение жизнью и восторг от бесконечности проявления прекрасного в природе. В этюдах можно увидеть то, что привлекло художника – сочную зелень или прохладу почти прозрачного льда, почувствовать аромат талого снега и весеннего пробуждения земли. Но не только изобразительный ряд привлекает наше внимание.
Особый интерес в данной экспозиции представляют этюды раннего красноярского периода (1946–1947гг.), живописные зарисовки села Покур (1947–4948гг.) – произведения данного этапа жизни и творчества Бориса Ряузова являются музейной редкостью.
Исследовательский интерес побудил организаторов выставки включить в экспозицию этюды, написанные на Русском Севере (Ломоносовка, Северная Двина). Данный этап творческого пути в некотором роде terra incognita творческого наследия художника.
Этюды Курейско-Туруханской серии – натурные работы, на основе которых были впоследствии написаны полномасштабные живописные произведения. Яркие краски северного лета в этюдах – абсолютная противоположность сдержанной палитре хрестоматийных шедевров Туруханской серии.
Излюбленные мотивы Бориса Ряузова – горы, воды, корабли и таёжные дали – широко демонстрирует данная экспозиция. Удивителен в своей камерности этюд, запечатлевший снег во дворе – свидетельство интереса мастера к природе, способного и в двух шагах найти натуру для живописного экзерсиса
В экспозицию вошли 72 этюда, выполненные с 1945 по 1993 годы. И если обычно этюд – подготовительный этап при создании произведения, то в данном случае этюды имеют самостоятельную художественную ценность. Такими их делает неустанная работа над разгадкой тайны цвета. Борис Яковлевич как никто другой чувствовал настроение цвета и даже настроение солнца, облаков, снега, воды и цветов – всего, что существует в природе.