Что нам делать с АвтоВАЗом?

\\Алексей Бегунков

Что нам делать с АвтоВАЗом? Задав, такой вопрос практически любому знакомому мужику, можно занять себя эмоциональной беседой на неопределенное время. Задаться этим вопросом решили и мы. Начнем с одной из последних новостей. Подвели итоги продаж марки Lada в январе этого года, и они оказались самыми плохими за всю историю существования предприятия. Показатели этого года сразу на 40% хуже, чем в январе 2009 года, когда кризис уже был в самом разгаре.

Тут бы, конечно, позлорадствовать на тему того, что как не помогай ВАЗу, а народ его все равно не берет. А вот и нет, статистика говорит об обратном. По итогам прошлого года самым популярным автомобилем у отечественных автомобилистов стала как раз Lada Priora. За 12 месяцев 2009 года было продано 99 тысяч 473 машины. Кроме Lada Priora в десятку самых востребованных на российском рынке автомобилей попали еще восемь моделей российского производства. Второй по популярности стала Lada Samara, прошлогодние продажи которой составили 90 тысяч 428 штук, а третье и четвертое места достались «классике» и Lada Kalina.

Парадокс? С одной стороны, кажется, все в один голос кричат, что вазовские «ведра» им даром не нужны, с другой – берут новенькие «тазики» охотней «иностранцев». Думается, что все дело исключительно в доступности отечественного автопродукта в совокупности с желанием непременно иметь новый автомобиль.
Так нужен ли нам (читай, стране) ВАЗ? Не столько как автомобиль, сколько как завод. Потому что если бы завод просто выпускал пускай и не самые лучшие автомобили, но окупал себя, то и столько шумихи и споров вокруг себя не вызывал. Но ведь АвтоВАЗ накопил долгов на десятки миллиардов рублей, постоянно просит у государства помощи, и оно ему помогает, причем нашими с вами деньгами в том числе. К тому же отечественный автопром поддерживают и законодательно. Вот, например, новые пошлины на ввоз подержанных иномарок ввели, чтобы мы охотней брали российские автомобили, а брать их не очень-то хочется.

Посмотрим на Волжский автомобильный завод в ретроспективе. АвтоВАЗ — организация, которая успешно могла существовать и существовала только в той системе, в которой и была создана, т.е. в СССР. В то время как мировые марки на протяжении десятилетий учились выживать и боролись за своего потребителя (покупателя, водителя), постоянно улучшая свой продукт, ВАЗ вместе с другими «совковыми коллегами» выпускал то, что выпускал. Когда железный занавес рухнул, и условия рынка изменились, отечественный автопром в целом и продукция ВАЗа в частности не смогли достойно конкурировать с импортными автомобилями, разве что в параметре «цена», но в отрыве от качества. Попытки сделать достойные современные модели большим успехом не увенчались, «воз» качества и ныне там, а технологии западных и восточных конкурентов так быстро уходят вперед наших, что догнать их кажется практически нереальным.

Не лишним будет заметить, что это не смотря на то, что разработка «современных моделей» ведется ВАЗом не на собственные заработанные деньги. ВАЗ постоянно «спасают» миллиардными государственными вливаниями. Другими словами, тратят на завод деньги с наших налогов, которые можно было потратить на что-то другое. Напомним, что в начале прошлого года АвтоВАЗу на «спасение» выделили 25 млрд рублей, которые были потрачены за несколько месяцев. Но они автогигант не спасли. Более того, руководство завода подготовило бизнес-план, в котором было сделано «сенсационное» заявление о том, что завод делает… некачественные автомобили! Спасибо, капитан очевидность! А то мы голову ломали, что же с ними не так. Плохое качество автомобилей Lada объяснялось «низким качеством покупных комплектующих. Бедный АвтоВАЗ так и остался зависимым от монопольных поставщиков, не смог наладить систему «узловой сборки и поставки», собственная дилерская сеть АвтоВАЗа признавалась «неэффективной», экспорт — «заброшенным», восприятие марки — «неудовлетворительным», признавалось, что сбыт ориентирован «на возможности производства, а не на заказ потребителя», а в объеме поставок Lada на региональные рынки и их потенциале наблюдается «дисбаланс» — говорилось в документе. Ну а в конце была «маленькая» просьба выделить «на спасение» еще 70 млрд рублей. Но премьер Путин посчитал, что 70 — это много, и решил выделить «всего» 54,8 млрд.

У завода, конечно, есть спасительный план, а теперь и новый президент Игорь Комаров, который заменил Бориса Алешина, а также импортный партнер в лице автоконцерна Renault-Nissan, который тоже якобы будет участвовать в спасении.

Мы товарищу Комарову советуем обратить внимание на занимательные факты в деятельности служащих его завода. Из относительно недавнего: в конце октября прошлого года в Тольятти была задержана группа из четырех человек, которая пыталась украсть с АвтоВАЗа партию запчастей, а именно 105 мешков деталей на общую сумму 1,2 млн рублей! Запчасти с завода переправляли на лодках через канализацию. За 2009 год было зафиксировано три случая кражи по той же схеме. Как вы считаете, три – это максимально возможное количество краж с завода? И сколько «умников», из практически 100-тысячного персонала разработали свои схемы по краже с завода всего, что можно украсть. Надо бы лучше на «спасительные» деньги закупить топоров и рассмотреть возможность возврата к древней системе наказаний за воровство. И к руководящему составу применять ее в первую очередь. Чтобы так сказать «визуализировать» методы борьбы с растратами.

Что же касается конкретных планов нового президента АвтоВАЗа, то они были им озвучены в конце прошлого года. В своем интервью «Ведомостям» президент АвтоВАЗа Игорь Комаров рассказал, что вскоре автомобили Lada по качеству приблизятся к Renault и Nissan. Обещал также, что к середине 2010 года АвтоВАЗ должен выйти на положительный денежный поток. Господин Комаров считает, что 85% проблем с качеством Lada — это проблемы с качеством комплектующих, которые производят поставщики. В его планах сделать с Renault и Nissan общую панель поставщиков и подтянуть уровень комплектующих до Renault и Nissan. В этом случае никаких проблем с брендом Lada, по словам Комарова, не будет.

- Мы будем производить 900 000 автомобилей к 2015 г. и больше миллиона — к 2020 г., это будут автомобили Renault, Nissan и Lada, причем на бренд Lada будет приходиться не менее 70% производства, — сказал Игорь Камаров. — Мы будем возрождать экспорт и планируем, что к 2015 г. за рубеж будет поставляться не менее 100 000 автомобилей.

А чтобы быть ближе к этим целям первым делом новое руководство завода сделало в офисах хороший ремонт и купило себе несколько дорогостоящих иномарок представительского класса, конечно, тоже для рабочих нужд.
Что же, казалось бы, должно внушать нам надежду на светлое автовазовское будущее, так это заморский партнер в лице Renault-Nissan. Партнер, по заявлению Путина, собирается «поделиться» с нами своими современными технологиями и оборудованием на сумму аж 240 млн евро — от Renault, а также 60 млн евро деньгами — от Nissan. Но давайте трезво взглянем на вещи. Партнерство предполагает взаимовыгоду. Какую выгоду от убыточного АвтоВАЗА на данном этапе может получить франко-японский автоконцерн, который владеет 25% акций Волжского автозавода? Владимир Путин даже требовал от партнеров принять активное участие в спасении, но Renault «умыли руки», сказав, что деньгами помогать заводу не собирается. Единственное на что готовы пойти французы, это профинансировать модернизацию базы поставок и сборочных линий АвтоВАЗа, на которых в будущем планируют начать сборку автомобилей на базе модели Logan.

Renault скорее больше заинтересовано в устранении конкурента в лице АвтоВАЗа, чем в его спасении. Поэтому Renault лоббирует прекращение выпуска и разработок продукции на платформах АвтоВАЗа в пользу выпуска автомобилей на собственных платформах. Платформа же «Логана» – это, прямо скажем, не самое последнее достижение инженерной и автомобильной мысли. На самом деле это автомобиль для стран третьего мира, и ни о каких самых современных технологиях речь применительно к нему идти не может.

Чтобы эти слова не казались абсурдом, мы вспомним про статистику продаж за 2009 год и напомним, что самой продаваемой иномаркой в России стала модель Logan нашей «партнерской» марки Renault. Собирать же на АвтоВАЗе собственные автомобили по своим технологиям и из своих комплектующих, да еще и получать за это дополнительные деньги для Renault-Nissan и увеличивать продажи собственных автомобилей на территории России — это действительно очень выгодное занятие.

Так и что же нам делать с АвтоВАЗом? Многие сходятся во мнении, что завод надо переориентировать, и тем самым решить и проблему с трудоустройством его персонала. Работа в этом направлении уже ведется. Так, планируется, что уже во второй половине этого года АвтоВАЗ займется утилизацией автохлама. Для этого в Тольятти будет поставлено соответствующее оборудование. Есть различные предложения, в том числе и конкретные — от бизнесменов, по организации в Тольятти всевозможных производств, начиная от детских игрушек, заканчивая военной техникой. Также удачным видится трансформирование автомобильного производства в производство автокомпонентов, что может сделать Россию привлекательной площадкой для сборки автомобилей разных марок. Т.е. если у самих не получается создать достойный автомобиль, то можно создать благоприятные условия для других производителей собирать их автомобили на территории России так, чтобы это было выгодно и покупателю, и производителю, и государству.

Подытоживая, процитируем президента АвтоВАЗа Игоря Комарова. «Хоть люди наши машины и ругают, но в душе любят, а главное — покупают. Наверное, это единственный оставшийся российский бренд, и это первый автомобиль многих из нас» — сказал Игорь Комаров и сел в свой Mercedes-Benz S-класса. Возможно, АвтоВАЗ станет выпускать достойные автомобили тогда, когда сильные мира сего будут вынуждены на них ездить.

Алексей Бегунков
10 февраля 2010

Источник:  Журнал Шанс-авто

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх