Фильм «Территория»: Жутко красиво и запредельно долго

\\Мария Русскова

«Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории», — так начинается фильм Александра Мельника по одноименной книге Олега Куваева. Фраза, которую после просмотра хочется бурчать под нос, изменив часть слов: «Если была бы в мире сила, которая вернула бы в стадию разработки фильм, связанный с золотом Территории». К великому сожалению, картина получилась до боли красивой и до ломоты в сердце бестолковой, рваной и сырой, как сибирская речка и ноги золотодобытчика.

Деньги на экранизацию собирали всем миром — руку приложили российские министерства, добывающие промышленники, энергетики, коммерческие банки и бесконечный список хороших и разных людей. Это позволило сделать «Территорию» незабываемой в плане картинки — натурные съемки на Плато Путорана, скалистые пустоши, уносящие в даль речки с крутыми берегами, непокоренная тундра и человеческий подвиг — жизнь во всех ее проявлениях на самом краю мира. Экран в темном зале кинотеатра почти на физиологическом уровне хочется фотографировать, разрывать на стоп-кадры и распечатывать на постеры.

Мучительные поиски золота на Чукотке и безумство храбрых золотодобытчиков — главные слагаемые сюжета. Чинков, Катинский, Баклаков, Копков — это лишь некоторые фамилии искателей, инженеров и геологов, рвущихся на северные просторы ради славы, денег или «жизни по мечте». И если в реальном мире разворачиваются войны, экономика то течет под откос, то покоряет новые вершины, люди рождаются и умирают... Среди серых рек и холмов только шурфы становятся глубже, труд старателей тяжелее, а обманутые ожидания делают лица угрюмее, а реплики — короче. И, на первый взгляд, все в таком сюжете прекрасно. Книга Куваева, бесспорно, заслуживает пометки «обязательно к прочтению» — эдакий Джек Лондон в нашей с вами стороне. Вот только «Территория» Александра Мельника больше похожа не серию открыточных пейзажей, случайно рассыпанных по полу. Нет в них самого главного — человека. Сюжетные линии рвутся, а драматизм происходящего больше напоминает школьный спектакль, чем кино о человеческом подвиге не ради славы.

Законы драматургии также разбиваются, но уже о метраж. Почти три часа — слишком большой срок (здесь вам не «Хоббит»), и даже если ваше кресло будет самым мягким, а созерцательное кино о красоте вокруг — самым любимым, вы вынуждены будете устать. Единственное, что порождает картинка (и это, кстати, еще одно достоинство) — безудержную тягу к путешествиям. После выхода из зала хочется бросить работу, записаться в геологическую разведку, уйти в экспедицию по морям, океанам, горным рекам и раствориться в природе любого жанра. Жажда жить по мечте после просмотра становится почти невыносимой, этого не отнять.

Так или иначе, но «Территория» — большое разочарование этой весны. Потому что и за державу обидно, и книгу жалко, и, самое главное, совершенно не ясно, как автор страшной, но потрясающей силы, работы «Новая земля» создает красивое, но абсолютно безвкусное и безыскусное кино, которое не похоже ни на утопию, дико далеко от первоисточника по настроению и лишь на йоту способно разбудить в зрителе настоящего романтика. Хоть за это спасибо.

Мария Русскова
9 апреля 2015

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх