Мультфильм «Гадкий утенок»: А птенец-то голый!

\\Василиса Петрова

Российский мультипликатор Гарри Бардин долго молчал – на протяжении нескольких лет он, закрывшись в студии, работал над экранизацией известной сказки Ганса Христиана Андерсена. «Гадкий утенок» - это полуторачасовой(!) пластилиновый(!!) мультфильм. Что само по себе событие для отечественной анимации. Гарри Бардин сделал то, после чего никаких сомнений быть не может: отечественная анимация – самобытная, со сложными сюжетами, характерами и глубокой психологической проработкой темы, социальная и философская, на понятном языке рассказывающая детям о взрослых проблемах – существует.

Художники под управлением Гарри Бардина слепили из пластилина куриц, уток и гусей, а еще индюка (его озвучивает Армен Джигарханян), цыплят и лебедей – целый птичий двор (они поют голосами хора Турецкого). У каждой птицы – перышко к перышку. Они совсем как настоящие, но – пластилиновые.

Главной музыкальной темой своего мультфильма Гарри Бардин, как и до этого, выбирает классику – под темы из «Щелкунчика» и «Лебединое озеро» Чайковского гадкий утенок страдает от одиночества, театрально вылупляется новый выводок цыплят и утят, а в финале клином белые лебеди улетают на юг, широко и торжественно размахивая большими крыльями.

В «Гадком утенке» птичий двор, огороженный высоким забором, - это отдельное государство. Каждый день у них начинается с поднятия флага и исполнения гимна со словами «Слава птичьему двору» (автор – Юлий Ким).

Сказки датского писателя – мрачное и не самое оптимистичное детское чтение. К своим героям в них он беспощаден. Беспощаден к ним и Гарри Бардин – он показывает жестокость такой, какая она есть. Не похожий на других птенец был столько раз бит, осмеян и оплеван, что и врагу не пожелаешь. Он оказывается отторгнут не только теми, кого зовет мамой и папой, но и всем государством, всем птичьим двором. Их принцип – действовать сообща, жить группой и интересами группы. Если ты не такой, как мы, значит, ты против нас – по такому принципу построены социальные отношения на птичьем дворе. Лебеденок не вписывается в эту систему, хотя бы потому, что он голый, когда все кругом с перьями, шея у него длинная, когда у всех короткая, он расталкивает всех и бежит к центральной трибуне, когда надо идти строем. Такой – не похожий на других – он не нужен никому. И лебеденка, не признав за своего, самый главный петух, в конце концов, выбрасывает за забор.

Жить по жестоким правилам птичьего двора – нельзя, а изменить их – нет сил. Вот и получается, что уйти из окруженного высокой оградой города оказывается единственным способом стать тем, кем он – брошенный всеми птенец – есть на самом деле. А тем, кто еще недавно кичился своим превосходством и властью, остается только смотреть в небо, закинув головы с раскрытыми ртами.

Василиса Петрова
17 сентября 2010

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх