Пьеса «Смерть Тарелкина» поставлена по мотивам одноименного произведения А. В. Сухово-Кобылина. Пьеса является заключительной частью драматургической трилогии, в которую входят «Свадьба Кречинского» и «Дело». Пьесы «Дело» и «Смерть Тарелкина» были написаны Сухово-Кобылиным под впечатлением конкретного судебного следствия проходящего над ним самим – дела по подозрению его в убийстве своей сожительницы Луизы Симон-Диманш.
Пьеса не имела сценической истории до революции и подвергалась жесткой цензуре за свой остросатирический характер.
По сюжету, Кандид Тарелкин запутался в собственных долгах. Чтобы избавиться от назойливых кредиторов и заодно выманить круглую сумму у своего начальника Варравина, он инсценирует собственную смерть. Похороны Тарелкина превращаются в фарс, где в гробу хоронят тухлую рыбу. Ситуация усугубляется тем, что квартальный надзиратель Расплюев признает в Тарелкине вурдалака, сосущего кровь, и задерживает его. Так начинается «дело о вурдалаках», которое поднимет с ног на голову весь город...
«Смерть Тарелкина» – это жесткая фантасмагория о русской жизни, актуальная на любом отрезке истории, когда расцветали беззаконие и тирания.
Автор продолжает сатирические традиции русской литературы, начатые Н.В. Гоголем и М.Е. Салтыковым-Щедриным. Вместе с тем, пьеса «Смерть Тарелкина» более абсурдна и гротескна. В произведении нет положительных персонажей, «нет людей – все демоны».
В отечественной критике «Смерть Тарелкина» осталась как образец обличительной литературы и комедия нравов.
По силе негодования, каким дышит здесь сатира Сухово-Кобылина, «Смерть Тарелкина» резче и язвительнее всего, что до сих пор произвела русская обличительная драматургия.