Автобусная оптимизация

\\Виталий Овчаренко

Опубликованный городским департаментом транспорта проект новой маршрутной сети Красноярска вот уже неделю — одна из самых обсуждаемых тем среди горожан. В большинстве своем люди против предлагаемых нововведений. Разработчики схемы считают, что в значительной мере это — от недостаточной информированности, не полного понимания ситуации. Чтобы исправить это, они собрали журналистов и подробно рассказали о новой схеме.

Предлагайте — вас услышат

«Первую лавину негодований мы получили», — констатирует заместитель начальника городского департамента транспорта Леонид Семенов. Вот только значительная часть этого негатива попросту беспочвенна — достаточно внимательнее взглянуть на новую схему, как множество претензий отпадет. Например, горожане сетуют на отмену маршрутов 9А, 36А. Но они никуда не делись — просто в новой схеме решено уйти от буквенных индексов в маршрутах. И 9А станет 92-м, а 36А — 31-м. Примерно то же самое с маршрутами № 46 и 29 — они сливаются в единый маршрут № 76, при этом увеличивается и количество автобусов, и их вместимость. Похожая ситуация и с 97-м маршрутом, который планируется сократить (убрав его из пос. Водников) и переименовать в 79-й. Есть в схеме и другие новые маршруты, фактически отличающиеся от старых только номером. Впрочем, председатель правления красноярской Ассоциации перевозчиков Михаил Омышев добавил, что коммерсанты предложили не переименовывать маршруты, если они изменяются незначительно. Возможно, это предложение будет учтено.

Вообще, по словам Леонида Семенова, ни одно конкретное предложение по улучшению новой схемы не будет отброшено. Все они будут рассмотрены, и будет либо дан компетентный ответ, почему его следует отклонить, либо предложение будет принято. В департаменте транспорта накопилось уже несколько объемистых папок с предложениями от горожан. По-настоящему дельных пока не так много, но они есть. К примеру: закрываются маршруты 21 и 93, но в то же время организовывается маршрут № 20 от автовокзала Восточный до междугороднего автовокзала. Сразу же вопрос: а нельзя ли этот маршрут продлить до центра города и пустить его в Зеленой Роще по другой улице? Вот такие конкретные, обоснованные замечания и будут рассматриваться разработчиками.

Без спешки

Заместитель начальника департамента транспорта особо отметил, что проект новой схемы — это всего лишь проект. Он специально вынесен на всеобщее обсуждение, чтобы выявить существующие недостатки. Эта работа лишь начата, и она будет продолжаться в течение нескольких месяцев. «Мы не будем торопиться ни утверждать окончательный вариант, ни тем более начинать его вводить, — заявил Леонид Семенов. — Внедрение этой схемы начнется не ранее января следующего года. Оно будет идти постепенно, не менее чем в течение полугода. То есть одни маршруты будут открываться, и только когда все будет утрясено, параллельный маршрут, исключенный из схемы, будет закрываться».

Леонид Семенов также отметил, что обязательное условие внедрения новой транспортной схемы — предварительное введение пластиковых карт для перевозки всех льготных категорий пассажиров. Для внедрения системы перевозки льготников уже выделено 50 млн рублей. Закуплено оборудование, сделаны макеты и дизайн пластиковых карт, в течение сентября они будут изготовлены. В октябре-ноябре планируется оборудовать рабочие места у перевозчиков — в первую очередь на муниципальных автобусах и электротранспорте. На них схема перевозки льготников будет отработана и лишь потом внедрена на коммерческом транспорте. Вряд ли все частные перевозчики сразу будут возить льготников по картам — некоторые к этому пока не готовы. Но вскоре Красноярск должен к этому прийти.

С пересадкой или без?

А для чего вообще понадобилось реформировать городскую транспортную сеть? Этот вопрос прояснил Александр Фадеев, заведующий кафедрой организации пассажирских перевозок политехнического института СФУ. Под его руководством шла работа над новой схемой. Не секрет, что существующая маршрутная сеть в Красноярске формировалась хаотично. По каждой просьбе частных перевозчиков тут же открывался маршрут — без учета дорожных, экономических условий. В итоге получилось то, что мы имеем сейчас: гонки за пассажирами, отсутствие сервиса, графиков движения, низкая безопасность перевозок и при этом — постоянные требования перевозчиков поднять тариф.

Чтобы решить эти проблемы, существует два варианта: либо реорганизовать маршрутную сеть, повысив ее эффективность, либо увеличить на 40 процентов тариф. Был выбран первый вариант. Проведя предварительное исследование пассажиропотоков, разработчики поставили перед собой несколько целей. Первая и главная: максимально удовлетворить существующие пассажирские корреспонденции. То есть чтобы максимальное количество пассажиров могло ездить без пересадок. Необходимо было сократить маршруты протяженностью более 30 километров — во исполнение существующего законодательства по организации труда и отдыха водителей и для обеспечения безопасности перевозок. При этом маршруты должны быть достаточно эффективными (не менее трех с половиной пассажиров на километр пробега), чтобы их можно было обслуживать автобусами большой вместимости. И интервал движения должен составлять не более 15 минут.

Что получилось в итоге. Сегодня в Красноярске существует около 100 автобусных маршрутов (звучащая в СМИ цифра 120 возникла потому, что в департаменте транспорта разными маршрутами считаются муниципальные и коммерческие, полностью совпадающие друг с другом). Причем 40 процентов из них работает с интервалом от 20 минут и больше и существуют преимущественно для удовлетворения потребности социально значимых перевозок в тех районах, где отсутствует мощный пассажиропоток (Удачный, Индустриальный, Песчанка). Новая схема предусматривает сохранение 70 маршрутов, шесть из которых — садоводческие. При этом на 80 процентах маршрутов интервал движения составит порядка 7-10 минут.

По словам Александра Фадеева, по новой транспортной схеме 98 процентов всех поездок будут осуществляться без пересадок. И два процента пассажиров — а это около 20 тысяч человек — станут ездить с пересадками. Причин такой дискриминации несколько. Во-первых, повышение эффективности маршрутной сети — дополнительные маршруты повлекут дополнительное увеличение тарифа (по подсчетам группы Фадеева, еще на три рубля). Во-вторых, сыграла роль необходимость «урезания» длинных маршрутов. И в-третьих, в некоторых районах не оборудованы конечные остановки. Последнее касается маршрута № 100, который горожане предлагают продлить до Энергетиков. Разработчики не против, но кто будет строить там конечную ради одного маршрута? Впрочем, возможно, при доработке проекта транспортной схемы проблему пересадок удастся в какой-то мере решить.

Полночный автобус

В заключение Леонид Семенов подчеркнул, что новая схема должна привести к улучшению пассажирских перевозок в Красноярске. Поэтому параллельно с «утряской» схемы досконально определяются такие параметры, как количество, вместимости и марки подвижного состава, интервалы движения на том или ином маршруте. Например, планируется реформировать те маршруты, которые сейчас существуют лишь номинально. Так, по маршруту № 9 вместо двух существующих муниципальных автобусов будет ходить 13 больших МАЗов, а по «десятке» — 14 вместо существующих четырех. В течение ближайших 3-4 месяцев в Красноярск для осуществления муниципальных перевозок придет 90 новых автобусов большой вместимости. НеФАЗы, МАЗы, ЛиАЗы закупают и частники. Это не значит, что город полностью отказывается от автобусов малого и среднего класса. Просто ПАЗы должны быть городского типа.

Количество подвижного состава, отметил Леонид Семенов, по новой схеме не сокращается. Сегодня у городских перевозчиков 1350 автобусов, причем значительная их часть малого класса, а многие машины не выходят на маршруты из-за дефицита водителей. В новой маршрутной сети будет порядка 1000 автобусов — в основном большой вместимости. И если пересчитать вместимость этой тысячи на вместимость существующих автобусов, то выйдет даже больше, чем сейчас.

Будет решаться и вопрос графиков движения. Например, с введением новой схемы расписание движения автобусов будет составляться и согласовываться с учетом работы как минимум до 12 часов ночи. Если сейчас перевозчикам допоздна работать просто невыгодно (мало пассажиров, рейсы длинные, расходы большие), то с внедрением эффективной сети — и, соответственно, увеличением числа вечерних пассажиров, а также грядущим увеличением тарифа — эту проблему удастся решить. Конечно, интервал движения после 19 часов будет не таким, как в часы пик, но «полночные автобусы» (не на всех маршрутах, но на основных — точно) в Красноярске появятся.

Виталий Овчаренко
15 августа 2007

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх