Автобусная сеть без прорех

\\Виктор Кириллов

Сегодня должна завершиться работа по подготовке к внедрению в Красноярске новой маршрутной сети. Животрепещущая тема, которая затрагивает всех горожан и уже вызвала общественный резонанс, на днях обсуждалась на совещании в администрации Красноярска с участием рабочей группы из числа депутатов горсовета и министра транспорта и связи краевого правительства Александра Ядова. Проводивший рабочую встречу первый заместитель главы города Виталий Бобров дал поручение закончить подготовительную работу к 19 августа, раскритиковал исполнителей за плохое информирование населения о грядущих нововведениях и даже объявил выговор заместителю главы города — начальнику департамента транспорта Ивану Девяткину.

Научный подход

С тем, что схему движения пассажирских автобусов по Красноярску рано или поздно надо было менять, вряд ли кто-нибудь станет спорить. Вторжение частных фирм на рынок городских перевозок помогло решить главную проблему — нехватки транспорта, но породило массу новых. Нерегулярное движение автобусов, возникновение гигантских по протяжённости и дублирующих друг друга маршрутов, нарушение режима работы водителей — всё это не могло не беспокоить городские власти. В итоге созрело вполне логичное решение о «перекройке» схемы движения автобусов.

По словам заместителя начальника департамента транспорта Леонида Семёнова, новая схема базируется на прошлогодних вузовских разработках и научных исследованиях. Мнение жителей города обязательно учитывается — от них уже поступило свыше двух тысяч замечаний и предложений в письменном, электронном и устном виде. «Мы проводим ежевечерний анализ звонков, готовим необходимые коррективы, — заверил Семёнов. — Стараемся подходить к решению задачи комплексно, чтобы не ущемить интересы красноярцев». Виталий Бобров также подчеркнул, что «схема не догма, её можно дорабатывать и переделывать, а главное, нужно дать людям подробную информацию». Это мы сегодня и делаем.

Счёт на минуты

В сравнительных показателях новая сеть выглядит следующим образом. Количество маршрутов сокращается с 104 до 67. Но если прежде более чем 15-минутный интервал между автобусами наблюдался в 39 процентах случаев, то теперь под него отвели лишь девять процентов, которые приходятся на муниципальные дотационные маршруты (в Песчанку, Индустриальный, Овинный, Удачный). В то же время короткий интервал ожидания, до десяти минут, можно будет отметить в 85 процентах случаев, а не в 55, как сейчас.

Минимальный интервал, 3-4 минуты, теперь пассажирам «не грозит». Но не следует забывать, что он практиковался только при автобусах малой вместимости, да и то лишь в час пик. Средний интервал движения коммерческого пассажирского транспорта останется неизменным — восемь минут. К слову, с этим же интервалом будут ездить муниципальные автобусы, которых иной раз приходилось ждать по 30-40 минут.

Эпитафия пазику

Подвижной состав сократится на 15 процентов, в основном за счёт автобусов малой вместимости, доля которых в общем парке снизится радикально — с двадцати девяти до одного процента. Горожане вдоволь наездились на автобусах марки ПАЗ, изначально рассчитанных на передвижение между деревнями и сёлами. В городских условиях у них куча минусов, прежде всего узкие проходы и тесный салон с низким потолком (вообще-то пазик не предназначен для того, чтобы в нём стояли). Высокие подножки служат причиной трети зимних травм — их красноярцы получают во время посадки и высадки.

Ну а хорошая манёвренность провоцирует уличные гонки и вызывает падения пассажиров в салоне из-за резкого поворота руля или нажатия на педаль тормоза. К тому же ПАЗ не рассчитан на короткие переезды. Эксплуатация в городе сельских автобусов быстро приводит их в негодность. Не случайно в прошлом году пазики стали лидерами по аварийности в Красноярске. Автобусы этой марки «отметились» в 50 процентах от общего количества ДТП.

Впрочем, объявлять войну злосчастным пазикам вплоть до полного их искоренения городская администрация не намерена. Автобусы малой вместимости с красноярских дорог убирать не собираются, поскольку на ряде маршрутов их использование более уместно. В частности, речь идёт о тех же пазиках, но модифицированных для перевозок по городу. Итоговый расклад должен быть примерно таким: автобусы малого класса — 16 процентов от общего числа, среднего — 24, большого — 61 процент (вместо 48). Средняя длина одной ездки останется прежней, а её «популярность» должна возрасти, так как количество пассажиров достигнет четырёх, а не менее трёх, как ранее.

Долгий путь опасен

Пожалуй, больше всего красноярцы обеспокоены сокращением протяжённости некоторых маршрутов. Немалому числу пассажиров придётся в будние дни добираться до работы с пересадками, что не сэкономит их время и деньги. В департаменте транспорта поясняют, что всего будет урезано девять маршрутов, причём не на половину, а на четверть. В итоге лишь четыре процента красноярцев станут ездить с пересадками. Сейчас этот показатель составляет полтора процента, но необходимо учесть, что норматив гораздо больше — 6-7 процентов. Как утверждают эксперты-логисты, схем, полностью исключающих пересадки, в принципе не существует. Между прочим, по сравнению с другими российскими городами в Красноярске процент пересадок был ничтожно мал.

Но комфортный переезд пассажиров из одного конца города в другой — это одна сторона медали. На другой — грубые нарушения условий труда водителей, которые на «марафонских» маршрутах вынуждены крутить баранку на запруженных улицах большого города по три-четыре часа кряду. Растёт усталость, притупляется внимание, и как итог — авария.

Если же выражаться юридическим языком, то нормы протяжённости маршрута (максимум 30 километров, тогда как в Красноярске хватает и 40-километровых) обозначены в Приказе Министерства транспорта от 20 августа 2004 года «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей». В последнее время в ходе проверок инспекция по труду выявляла многочисленные нарушения этого приказа со стороны перевозчиков и городских властей. А кому нужны неприятности с прокуратурой, куда направляют протоколы проверок...

И ещё одна любопытная деталь. Дробятся не все длинные маршруты. К примеру, 85-й укорачивается, а 43-й — нет. Это связано с тем, что при определении протяжённости маршрута учитывается не только километраж, но и время его прохождения. Если средняя скорость движения подвижного состава по маршруту равна 19 километрам в час, он сокращается, а если 22 — остаётся неизменным.

Стартует первый этап

— В целом схема логична и понятна, — отметил Виталий Бобров, подводя итоги совещания. — Мы людям хуже не делаем. Пусть сами в этом убедятся — 19 августа новая схема должна быть размещена на сайте администрации Красноярска. Транспортное обслуживание населения нужно улучшать. Вскоре ожидаем 50 новых автобусов, на очереди ещё не один десяток. Планируем наладить чёткий контроль над работой коммерческого транспорта. При помощи спутниковой системы «Глонасс» будем заставлять нерадивых перевозчиков работать до 24 часов, как положено на большей части маршрутов.

Сейчас начинается первый этап внедрения новой сети. Он включает в себя изменение нумерации автобусных маршрутов. Буквенные обозначения уходят в прошлое. С 20 августа произойдут такие изменения. Маршрут N 36а ЛДК — Академгородок станет маршрутом N 31 ЛДК — Академгородок. Маршруты N 36к ЛДК — железнодорожная больница и N 36 ЛДК — железнодорожный вокзал объединят в маршрут N 36 ЛДК — железнодорожная больница. Маршрут N 38а посёлок Таймыр — Академгородок будет считаться маршрутом N 38 с теми же конечными пунктами. Подобным образом в N 43 переименован маршрут N 43а Ветлужанка — автовокзал Восточный и в N 65 — маршрут N 65к ДК Кировский — станция Красноярск-Северный. Маршрут N 9а ОАО «Красфарма» — химкомбинат Енисей станет маршрутом N 92 с теми же конечными пунктами.

Движение автобусов по перечисленным маршрутам будет осуществляться по действующим схемам. Уточнить информацию можно по телефонам департамента транспорта. Горячая линия — 27-89-26 (с 9.00 до 18.00), диспетчерская — 27-26-87 (круглосуточно), дополнительно — 27-42-11. Как заверили горожан, внедрение новой маршрутной сети будет проходить поэтапно в течение трёх месяцев. О следующих изменениях красноярцам сообщат в ближайшее время. Пассажиры будут оповещены заранее, за 5-7 дней, через СМИ, интернет-службы и с помощью наглядной агитации в автобусах.

Виктор Кириллов
19 августа 2008

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх