Готовимся к Пасхе: история и традиции

Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников!

История праздника
Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти.

«Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими».

Время празднования
Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, устраивают пасхальный пир и играют в пасхальные игры.В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола.
Поговорим же о символичных для этого праздника блюдах.

Крашеные яйца
Крашеные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, их принято было дарить друг другу всю Пасхальную неделю. Яйцо издревле было символом нарождающейся и обновляющейся жизни. На этом представлении основано множество обычаев, существовавших у разных народов. Например, в России в некоторых местностях закладывали в его фундамент яйцо, чтобы спорилась работа у строителей, а счастье и благополучие не покинули его будущих хозяев.

Есть несколько версий о том, откуда берет свое начало обычай дарить и красить яйца на Пасху. Легенда гласит, что на Пасху Мария Магдалина подала Римскому Императору Тиверию яйцо, окрашенное в красный цвет - цвет крови, пролитой Христом на кресте. На яйце было написано "Х.В.", то есть "Христос Воскрес!"

Этому есть и более рациональное объяснение. Раньше во время 40-дневного поста, начиная со среды первой недели, было запрещено есть яйца. Но поскольку несушки никак не хотели приспосабливаться к церковному календарю, то яйца, снесенные во время поста, надо было каким-то образом сохранить, чтобы они не испортились. Для этого их варили. А чтобы в дальнейшем не перепутать вареные и сырые яйца, в воду для варки добавляли растения, содержавшие натуральные красители.

На Пасху на Руси крашеные яйца принято было укладывать на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника.

На пасхальных народных гуляньях часто устраивались игры с яйцами. Например, в деревнях "катали" яйца. Выбирали небольшой ровный участок земли, утаптывали, чтобы получилась ровная площадка. В земле делали неглубокие лунки. Каждый из участников приносил свои расписные яйца, которые раскладывали по лункам. Задачей каждого участника было выкатить понравившееся ему яичко из лунки - тогда он становился победителем. Яйца выкатывали с помощью специального тряпочного мяча со сплющенными боками, похожего на колесо.

Поскольку существовал обычай хранить яйца целый год до следующей пасхи, со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Позже появились яйца из фарфора, серебра с драгоценными камнями.

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:
Сосна — символ здоровья.
Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Голубь — символ души.
Сеточка — символ судьбы.
Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

Пасхальный кулич
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа.

Ингредиенты:
Мука 1 кг.,
дрожжи 50г.,
молоко 1,7 стакана,
10 желтков,
3 белка,
сахар 250г.,
масло сливочное 200г.,
изюм 100г.,
коньяк 25 мл.,
мускатный орех тертый 0,5ч.л.,
кардамон молотый 1 ч.л.
ванильный сахар 1 пакетик.
соль 0,5 ч.л. без верха.

Способ приготовления

Поставьте опару: 0,5 стакана кипящего молока заварите 100г. муки, быстро размешав деревянной ложкой до получения эластичной массы. Разведите дрожжи в остальном теплом молоке и смешайте со 100 г. муки. Отставьте на 10 минут. Соедините обе смеси и поставьте на 1-2 часа, чтобы опара подошла.

Принимаемся за заливку: желтки, соль и сахар разотрите в однородную массу и взбейте добела. Теперь половину заливки влейте в опару, добавьте 250г. муки, хорошенько вымесите и дайте 1 час подойти. Влейте в тесто вторую половину заливки, добавьте 500г. муки и месите, месите, месите... Пока тесто не будет отходить от рук. Тесто готово. Влейте в него постепенно растопленное сливочное масло, снова как следует вымесите. Добавьте пряности и коньяк (вливать коньяк надо не в себя, а в тесто!).

Дайте тесту подойти. Примните его, добавьте 2/3 изюма, предварительно обваляв его в муке и дайте тесту подойти еще раз.

Теперь разделить тесто на 2 кулича. Переложите его в заранее подготовленную форму (Только до половины формы), посыпьте сверху оставшимся изюмом и снова дайте подняться тесту на 2/3 высоты формы.

Обмажьте куличи яичным желтком и поставьте в разогретую духовку на небольшой огонь на 45 минут. Вообще-то время выпечки зависит от размера куличей. Выпекать куличи надо в формах из тонкой жести. При одинаковой температуре кулич весом в 1 кг. печется 45 минут, 1,5 кг - 1 час, 2 кг - 1,5 часа. Небольшие куличи соответственно быстрее. Хорошо испеченный кулич хранится и не черствеет неделю, а порой и дольше.

Секреты приготовления пасхальных куличей
Тесто для кулича не должно быть жидким (куличи расплывутся и будут плоскими) и не должно быть густым (куличи будут слишком тяжелыми и быстро зачерствеют).
Тесто для кулича должно быть такой плотности, чтобы его можно было разрезать ножом, и оно к ножу не прилипало, а при делении куличей не надо было бы подсыпать муки.
Куличное тесто месят как можно дольше, чтобы оно совершенно отставало от рук или от стола.
Тесто должно подходить три раза: первый раз подходит опара, второй раз – когда добавлены все продукты, в третий раз – когда тесто уложено в формы.
Куличное тесто не любит сквозняков, а любит тепло, поэтому кулич и должны подходить в теплом месте при температуре 30-45 градусов.
Форму для выпечки куличей заполняют тестом лишь наполовину, дают подняться до 3/4 высоты формы, а затем ставят в духовку.
Готовый к выпечке кулич смазывают яйцом, взбитым с 1 ст. ложкой воды, и маслом, посыпают орешками, крупным сахаром и сухарями.
Чтобы кулич поднялся ровно, перед выпеканием в его середину втыкают деревянную палочку. Через определенное время палочку вынимают. Если она сухая, кулич готов.
Выпекают кулич в увлажненной духовке (для этого в низ ставят емкость с водой) при температуре 200-220 градусов.
Кулич массой меньше 1 кг выпекают 30 минут, массой 1 кг – 45 минут, массой 1,5 кг – 1 час, массой 2 кг – 1,5 часа.
Если кулич начинает сверху пригорать, его прикрывают сухой бумагой.
Готовый кулич вынимают из духовки, кладут на бок и оставляют в таком положении, пока дно не остынет.

Пасха
Пасха (творожная пасха, на церковнославянском — «млеко огустевшее», т.е. творог) — особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году — на праздник Пасхи. Оригинальная форма пасхи — усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма — пасочница.

Творожная пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику. Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых разных культур. Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед". Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.

Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей".

5 апреля 2012

Источник:  Готовить легко

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх