Цифра или пленка?

\\Александр Купцов

Цифровая фотография в сознании массового потребителя победила пленочную окончательно и бесповоротно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что производители фотоаппаратуры перестали делать пленочные фотоаппараты. Правда, еще работает производство Leica (легендарные дальномерные фотоаппараты М7, МР) и Nikon (механические камеры F7, FM 10), но это делается больше для имиджа, нежели для бизнеса. Цифровая фотография оказалась экономичнее, качественнее, удобнее и проще.

Но пленка в этой ситуации стала более ценным фотографическим изображением, редким, а потому дорогим и элитным удовольствием. В настоящей пленочной фотографии есть свое визуальное отличие и обаяние. Знатоки легко отличают снимки, сделанные с «цифры» и с пленки. В арт-фотографии все еще велико превосходство пленки над цифрой, об этом говорят цены, за которые покупают произведения у фотографов галереи и арт-музеи, разница в стоимости, в среднем, достигает 10 раз. В пленочной фотографии ценится классическая традиционная технология, основанная на серебре, ручная печать автора в единичном экземпляре и обаяние, атмосфера той самой серебряной фотографии. Правда, и на этом консервативном арт-рынке происходят изменения. Два года назад был создан прецедент, когда одну фотографию размером 2×3 метра, сделанную цифровой камерой, фотографа Андреаса Гурски, купили на аукционе Сотбис за 3,5 млн долларов.

Чем активнее входила цифровая фотография в нашу жизнь, тем активнее развивалась новая тенденция в пленочной фотографии — ломография. Десять лет назад китайцы создали дешевый пластмассовый пленочный фотоаппарат Holga и наделали сотни ее вариантов. Специально задуманный не очень качественный объектив создает особую атмосферу и стиль. Это превратилось в целое направление в арт-фотографии. В Красноярске самый заметный красноярский арт-фотограф работающий в стиле ломографии Александр Черепанов (молодой ученый в области экономики и математики).

История развивается по спирали, и история фотографии не исключение. Сейчас все большую популярность в мире обретают технологии получения изображения 100-150-летней давности. А то, с чем раньше боролись — зернистость, нерезкость, царапинки и мусоринки, сейчас подчеркиваются, в этом заключается особый шарм и правдивость фотографии.

Цифровая фотография даже стала комплексовать перед пленкой, поэтому иногда используется технология обработки изображения, чтобы добиться ощущения старой пленки. Заметно это в свадебной и студийной фотографии, а в арт-фотографии такое вранье не проходит.

Мое личное мнение: главное в фотографии — это содержание, смыслы и документальность происходящего. В большинстве случаев для этого достаточно «цифры» (и без фотошопа). Но если вам для достижения определенных целей нужна пленка, которая усилит ваши смыслы в фотографиях, то используйте ее. Например: два молодых фотографа (слушатели образовательной программы по фотографии «Сибирский Характер») решили снимать фотоистории о ветеранах ВОВ на камеры времен 40-х, 50-х годов, чтобы подчеркнуть связь времен, показать, что эти люди из прошлого, как будто ничего не изменилось, они только постарели.

В развитых странах многие сознательно заказывают профессиональным фотографам съемку на пленку, а в последнее время в Москве и Санкт-Петербурге стали ценить, вот пример: www.blackrabbitphoto.ru.

В Красноярске вряд ли найдутся знатоки и ценители настоящей фотографии, не может быть у нас таких людей у которых культура и достаток передавался бы из поколения в поколение (наша история такая), именно такие люди и ценят классику во всем.

Слайдовскую пленку профессионально в нашем городе давно никто не проявляет. Цветную негативную пленку проявляют машинным способом, не очень качественно, в «Кодаке на Мира», там же и печатают.

А вот самую ценную фотографию — черно-белую, обрабатывает и печатает в настоящей профессиональной фотолаборатории Александр Давыдов тел. 8 923 332 46 74. Есть в городе еще несколько человек, кто способен работать с черно-белым изображением, но они менее доступны и заняты другими делами.

Обычно черно-белую фотопленку заказывают у Елены Масленниковой (р.т. 265-05-16), она в прямых отношениях с фирмой Kodak (правда поставки Kodak делает раз в пол года), а русскую фотопленку и бумагу можно спросить у Андрея Уйманова (р.т. 258-75-01), он перестал ее возить, но готов подсказать, где она есть, а может еще у него что-то осталось.

С уважением к Вам и к фотографии, Александр Купцов.

Александр Купцов
30 декабря 2009

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх