Выбор цифрового фотоаппарата

\\Виталий Шуравко

В реальности выбор цифрового фотоаппарата сводится к двум классам:

1) компакт-камеры (или «мыльницы»);
2) зеркальные камеры.

Суть заключается в следующем. Компакт-камеры на сегодняшний день дают неплохое с потребительской точки зрения качество картинки лишь в том случае, если съемка ведется в относительно простых условиях освещенности. Эти камеры просты в обращении, занимают мало места и стоят недорого, к тому же «умеют» снимать видео.

Зеркальные камеры дают значительно лучшее качество изображения и позволяют снимать в сложных условиях освещенности, однако имеют большие размеры (по сравнению с компакт-камерами) и стоят гораздо дороже.

Компакт-камеры

По большому счету в своей массе компакт-камеры приблизительно одинаковы по своим потребительским качествам. Камеры одного года выпуска обладают схожими параметрами. И основная ошибка, которую делают покупатели таких фотоаппаратов, это неверные акценты при выборе.

Компакт-камера позволит:

1) делать фотографии быстро, просто и без каких-либо особых навыков;
2) получать неплохое для бытового использования качество снимков;
3) снимать небольшие видеоролики;
4) постоянно и без неудобств носить девайс с собой.

Мегапиксели и матрица

Мегапиксельная гонка — основной лохотрон для потребителей. Дело в том, что для бытового применения вполне хватит фотоаппарата с матрицей, которая имеет разрешение не менее 4 мегапикселей. Вы действительно почувствуете разницу между камерой с матрицей 1.3 Мп и камерой с 4 Мп. Но дальше в силу вступают законы физики. Простая оптика не в состоянии «нарисовать» на матрице качественное изображение, что в случае с более «плотной» матрицей привело бы к улучшению детализации снимка.

Кроме того, физика преподносит еще один сюрприз: чем больше мегапикселей на матрице одного и того же размера, тем меньше ячейка светочувствительного элемента. А чем меньше ячейка, тем больше цифровых помех возникает при съемке. Особенно это заметно при высокой чувствительности (ISO). Помехи проявляются в ухудшении детализации снимка и в разноцветных точках, равномерно распределенных по всему снимку. Многие камеры могут подавлять этот шум, но в итоге детализация изображения и цветопередача неминуемо страдают.

Из этого вытекает основной минус таких фотоаппаратов — низкое качество изображения при недостатке освещенности. К примеру, основной рабочий диапазон компакт-камеры — ISO 50 или ISO 100; зеркальная камера способна делать фотоснимки приличного качества даже при ISO 400 или ISO 800.

Оптика

В плане оптики обладателей компакт-камер, как правило, волнует такое понятие, как зум. Распространено ошибочное мнение о том, что чем он больше, тем лучше. Фактически гонка за величиной зума очень напоминает гонку за мегапикселями, что является ни чем иным, как происками маркетологов.

Оптический зум — это относительная величина, которая характеризует отношение самого длинного фокусного расстояния объектива к самому короткому, что на практике означает изменение угла зрения. Чем меньше первая цифра на объективе, тем более широкий угол можно получить при съемке; чем больше вторая, тем уже угол зрения, который в данном случае позволяет снимать удаленные объекты крупным планом. К примеру, если на объективе написано 7.7 — 23.1 мм — это 3-кратный зум. Кроме того, при разном размере матрицы один и тот же объектив будет давать разный угол зрения.

Сейчас существует множество размеров матриц в различных фотоаппаратах, и фокусные расстояния можно объективно сравнивать только в эквиваленте к размеру кадра 24х36 мм, снятого на пленке шириной 35 мм. Данная эквивалентная величина часто указывается в технических характеристиках фотокамер.

Цифровой и оптический zoom

Цифровой зум — это откровенная фикция. Фактически просто берется центр изображения и искусственным образом увеличивается в размерах с потерей качества и детализации. Цифровой зум можно с тем же успехом применить к уже готовой фотографии, поэтому про него можно сразу забыть и выключить опцию в меню фотоаппарата.

Другим важным параметром объектива является светосила, или величина относительного отверстия. Светосила обозначается цифрами, следующими за буквой F, например F/2.8. Для зум-объективов данная величина может быть различной на коротком и длинном фокусном расстоянии. В последнем случае для обозначения используются две цифры, например F/2.8 — 4.5. Чем меньше цифра в характеристике светосилы, тем больше света пропускает объектив. Светосильные объективы позволяют снимать в условиях более низкой освещенности.

Чтобы окончательно не ввести читателей в заблуждение, отметим, что два фотоаппарата с одинаковым зумом могут давать совсем разный угол зрения. Поэтому не стоит выбирать камеру только по той причине, что она оснащена большим зумом. Также стоит обращать внимание на светосилу объектива.

Стабилизатор изображения

При съемке в условиях недостаточной освещенности для получения снимков используется большая выдержка. То есть для получения кадра затвор фотоаппарата открывается на продолжительное время. Если съемка производится с рук, то во время экспозиции камера может незначительно сместиться, что приведет к знакомому всем смазыванию картинки.

Для того чтобы снизить влияние этого эффекта, в некоторых моделях фотоаппаратов используются различные механизмы стабилизации изображения. Есть стабилизатор, который отклоняет оптическую систему в противовес изменению положения камеры; есть стабилизатор, который отклоняет с той же целью матрицу. Данная функция действительно может неплохо помочь при съемке с рук, но у нее есть одно важное ограничение — стабилизировать можно только камеру, но не объект съемки.

В некоторых камерах «режим стабилизации» обеспечивается путем повышения чувствительности матрицы (ISO). Выдержка уменьшается, изображение становится менее смазанным. Но, как мы помним, при увеличении ISO в недорогих камерах цифровой шум слишком значителен.

Стабилизатор, безусловно, полезная вещь, но только в том случае, если задействована оптическая система, а не просто «накручивается» ISO. Впрочем, обыкновенный штатив пока является самой лучшей и совершенной системой стабилизации изображения.

Видео

Практически все современные компакт-камеры могут снимать видео. Несмотря на заявленное высокое разрешение, фотоаппарат пока не в состоянии заменить полноценную видеокамеру. Во-первых, во многих камерах при съемке не доступен зум, а во-вторых, не работает автофокус. Нужно также помнить и о том, что объем видео, которое можно записать в память фотоаппарата, не так велик, как у видеокамер, которые используют для хранения данных кассеты или жесткий диск.

В целом, возможность видеосъемки в фотоаппаратах пока является скорее приятным дополнением, чем основной функцией, и пригодится лишь для записи небольших видеоклипов.

Удобство и скорость работы

Удобство использования и скорость работы являются, пожалуй, основным фактором, на который стоит обратить внимание при выборе компакт-камеры.

Современные фотоаппараты сделали большой шаг вперед в плане увеличения скорости работы. На первый взгляд, это не имеет значения, но на практике с медленной камерой, которая долго включается, долго фокусируется, требует отдельной сумки и использует неудобную систему с крышкой объектива, есть все шансы пропустить удачный кадр. Если аппарат способен быстро подготовиться к работе, то количество действительно интересных снимков в вашей коллекции существенно возрастет. Поэтому хорошая компакт-камера имеет компактный корпус, быстро включается, быстро фокусируется и имеет автоматическую шторку объектива.

Если вы намерены использовать фотоаппарат в путешествии, обратите внимание на емкость аккумулятора. Чем больше емкость, тем реже придется перезаряжать камеру и тем меньше шансов оказаться с разряженной батарей перед кадром, который сделает вас знаменитым. Многие ультратонкие и маленькие аппараты грешат слабым аккумулятором. В этом случае лучше всего сразу приобрести дополнительную батарею.

Размер имеет значение. Чем меньше «мыльница», тем она лучше. Качество изображения у камеры, которая с виду похожа на зеркальную, принципиально лучше не будет. Скорее всего, она оснащена той же матрицей, которая используется в самых маленьких камерах, но имеет немного более продвинутый объектив с большим диапазоном фокусных расстояний и большей светосилой. Ваши снимки не станут лучше только от «профессионального» внешнего вида фотоаппарата. Однако у маленькой камеры есть большое преимущество — ее можно носить с собой постоянно, она достаточно легкая и не занимает много места.

В итоге:

1) не смотрите на количество мегапикселей, зум и не попадайтесь на «нечестную» стабилизацию. Обращайте внимание на светосилу;
2) с любой компакт-камерой вы не получите профессионального качества фотографий, даже если это относительно дорогая модель;
3) все компакт-камеры одного времени выпуска приблизительно одинаковы по своему основному функционалу и потребительским качествам;
4) функция съемки видео — это приятное дополнение, но не основная функция камеры;
5) учитывайте размеры, скорость, удобство работы, емкость аккумулятора.

Зеркальные камеры

Зеркальные камеры предлагают совершенной иной уровень возможностей для фотографа. Ошибочно полагать, что подобные фотоаппараты — это исключительно профессиональный продукт. Среди них есть как относительно недорогие потребительские модели, так и полупрофессиональные и профессиональные камеры.

Если вы намерены приобрести компакт-камеру верхнего ценового сегмента и ваши фотоинтересы не ограничиваются застольями, отпуском и домашними любимцами, подумайте о покупке зеркальной камеры начального уровня.

Зеркальная камера позволит:

1) при наличии хорошего объектива получать отличное качество изображения, пригодное практически для любого применения;
2) вести съемку в сложных условиях освещенности.

Кроме того, имея в наличии зеркальный фотоаппарат, вы получите отличную скорость работы, безграничный потенциал для творчества и расширения системы за счет дополнительных объективов и аксессуаров для съемки, а также защиту инвестиций в фотооборудование.

Мегапиксели и матрица

В зеркальных камерах матрица значительно отличается от аналогичного элемента в компакт-камерах — она намного больше по размерам, что положительно сказывается на характеристиках получаемого изображения. Такая матрица позволяет работать с режимами высокой чувствительности с существенно более низким уровнем шума.

Что касается мегапикселей, то, как и в случае с компакт-камерами, выбор зеркальной модели только по этому параметру будет ошибкой. Большее значение имеет физический размер матрицы. Самые продвинутые зеркальные камеры имеют размер матрицы 24х36 мм, эквивалентный размеру кадра 35-миллиметровой пленки. В более простых фотоаппаратах используются матрицы уменьшенных размеров.

В любом случае, даже выбрав модель начального уровня от известного производителя, вы получите отличное качество изображения, разумеется, при условии использования качественного объектива.

Сменная оптика

Зеркальные камеры начального уровня, как правило, продаются в виде комплекта камеры и простого объектива. Последний значительно превосходит по своим параметрам объективы компакт-камер, но возможность смены оптики позволяет поднять качество съемки на более высокий уровень.

Например, используя длиннофокусные объективы, можно снимать объекты с большого расстояния, объективы с высокой светосилой избавляют от смазывания изображения при недостаточной освещенности. Кстати, оптический стабилизатор в зеркальных камерах является функцией объектива.

Аксессуары

Большинство производителей имеет собственные системы, которые включают в себя фотоаппараты, объективы и вспышки. То есть если вы вложили средства в набор объективов и вспышку, то можете использовать их без проблем со следующей камерой той же компании. Качественный объектив может работать в достаточно жестких условиях годами, поэтому инвестиции в фотооборудование, таким образом, защищены. Профессиональные объективы, например, рассчитаны на гарантированную ежедневную работу в течение пяти лет, однако на практике могут работать значительно дольше. Компакт-камеру же через два года можно будет просто выбросить.

Выбор системы — это вопрос религии. Крупнейшие игроки на рынке зеркальных камер (такие как Canon или Nikon) находятся в условиях достаточно жесткой конкуренции и предлагают приблизительно одинаковое качество камер и объективов.

В последнее время рынок зеркальных аппаратов привлекает все новые компании: Olympus, Sony, Panasonic, Samsung, Sigma, однако на данный момент перечисленные производители предлагают лишь системы потребительского уровня.

Удобство и скорость работы

Основной недостаток зеркальных камер — это существенный вес и размеры, особенно при наличии нескольких дополнительных объективов. Если качество имеет для вас первостепенное значение, то с этим придется смириться.

Скорость и удобство работы находятся на высоком уровне. Даже самые простые зеркальные камеры могут снимать со скоростью 3 кадра в секунду и быстрее. Профессиональные модели способны работать с фантастической скоростью — до 8.5 кадров в секунду.

Недорогие зеркальные фотоаппараты несколько ограничены функционально и часто имеют пластиковый корпус. Кроме того, у камер начального уровня ресурс затвора, как правило, ограничен 20000 гарантированных срабатываний. С точки зрения любительского использования эти особенности не существенны, однако для профессионалов такие устройства не подойдут.

Полупрофессиональные и профессиональные камеры стоят значительно дороже, но ресурс их превышает сотни тысяч срабатываний затвора, а корпус изготовлен из металла и рассчитан на очень жесткие условия эксплуатации.

Виталий Шуравко
25 декабря 2006

Источник:  Onliner.ru

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх