Фильм «Батальонъ»: В поисках тестостерона

\\Мария Русскова

Военно-патриотическое кино — штука спорная. Потешаться над ним, вроде бы, и неуместно, но что делать в том случае, если фильм больше похож на недоваренный полуфабрикат?

Минувшей ночью на экраны страны вышел «Батальонъ» Дмитрия Месхиева — драма о женщинах не на своем месте с напрочь отсутствующим дидактизмом. Что из этого получилось?

В 1917 году наша с вами родина разрывается между двух воин и загибается от продолжающейся партийной смуты. Надежды на армию нет — в ней царит разложение, немецкий шнапс и легкие нравы. И тут, как это бывает, пульт управления берут в свои руки женщины из русских селений и наводненных горожанами столиц. Терпеть им уж мочи нет: у кого жених погиб на войне, у кого взыграл патриотизм. Итого, целый батальон крестьянок и экс-дворянок под предводительством георгиевского кавалера Марии Бочкаревой (Мария Аронова) готов отправиться к окопы. Для, так сказать, поднятия боевого духа. Оговорюсь, что барышни не особо метко стреляют, боятся пробежек по горам и готовы расцарапать симпатичные личики друг друга по поводу и без. Но, как вы уже догадались, реальная война перевоспитает их по полной программе.

Таить нечего, картинка у фильма вышла отличной. Волшебная палочка оператора Ильи Авербаха — прекрасные планы, сочные цвета, трогательные рукопожатия, целое лоскутное одеяло приятных глазу деталей. Поменьше бы пульсирующих артерий, длинных сцен удушения... но это уже вкусовщина.

Кастинг — сплошь выразительные типажи, полумесяцем брови и разнокалиберные фигуры, а иначе разобраться в бритоголовых женщинах, имя которым батальон, было бы ой как непросто. Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Мария Аронова, Янина Малинчик, Алена Кучкова и другие бегают по окопам, умирают, гнут кочергу голыми руками так убедительно, что волей-неволей щемит в груди от шальной пули, лишившей жизни кого-нибудь из верной команды Бочкаревой, у которой тестостерона в крови больше, чем у любого мужика взале кинотеатра.

На этом моменте надо бы разойтись и отправить вас в кино, но, увы. Сделать это мешает сюжет, наивность которого возведена в абсолют. Мотивации женщин, отправившихся воевать, не ясны зрителям до конца, второстепенные сюжетные линии брошены на полпути, истории не рассказываются. Свое желание быть полезными отечеству героини не объясняют, а на голом патриотизме далеко не уедешь. Почему все-таки женщины сменяют теплую постель смутной России на грязный окоп и немецкую угрозу? Вопрос без ответа и пояснений. Фильм вообще выглядит крайне сырым — ниточка сюжета то и дело рвется, а когда завязывать очередной наивный узелок команде создателей надоедает, наступают финальные титры с жутковатыми шрифтами и странными пояснениями.

Сырость фильма смешивается с предсказуемостью. Угадайте, что может случиться с женским коллективом в полевых условиях? Почти все, что вы придумаете (от беременности до побегов на одну ночку к миленькому и феерической драки), будет в этом списке. Так что если перенесшая потерю суженного дева с грустными глазами пройдет по перрону и ее лик крупным планом появится на экране — уже в следующем кадре она, конечно же, увидит своего командира с пробитой головой.

Но упрекать по-настоящему «Батальонъ» хочется за абсолютное непопадание в русский культурный код. В картине нет малейшего дидактизма, патриотический фильм и не воспитывает лучшие чувства, и не отвечает на вопрос «где место женщины во время войны?». Реплики, которые хочется кинуть себе под нос по пути к гардеробу звучат как «зачем?» и «и че?». А это плохой знак для кино с претензией на мораль и нравственное воспитание.

Вывод таков: «Батальон» вполне бы мог стать неплохой картиной, если бы его создатели точно знали, зачем снимать такое кино. Целей могло быть миллион, а получилась сырая зарисовка, приятная глазу, но бестолковая и ненужная, как, собственно, и женский батальон Марии Бочкаревой.

Мария Русскова
20 февраля 2015

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх