Фильм «Эволюция Борна»: Тупиковая ветвь

\\Александра Закирова

Примерно всю первую треть новому «Борну» делаешь скидки повесомее тех, что грянут в осеннем дисконт-сезоне. Думаешь: вот сейчас начнётся. Хорошо, не сейчас, позже; но не может же не начаться. Вот сейчас-то точно всё увяжется в один плотный узелок и покатится бодро, объясняя все странности сценария.

О том, что так и не покатится, понимаешь в абсурдной сцене противостояния Аарона (Джереми Реннер) и нарисованного волка в лесу. Эпизод в духе шансон-баллад какого-нибудь Ивана Кучина, в котором уходящий от погони совершенный спецагент переводит стрелки своих преследователей на лесного зверя, в принципе, задает тон дальнейшей разухабистой несвязности происходящего.

Да, пожалуй, четвёртый «Борн» линию предшественников о противостоянии совершенного оружия всем на свете не продолжил – он как-то совсем о другом. Да и самого Борна (Мэтт Дэймон, появляется в качестве фотографии) в фильме нет – есть несколько параллельных спецагентов, уничтоженных как неудачный эксперимент, а также один выживший агент – собственно, герой Реннера. Весь фильм он утомительно спешит, если в целом, выживать и далее, обгоняя планы седого грустного Эдварда Нортона по своей поимке.

Гилрой впервые за долгие годы сценарной работы над «Борном» сел в режиссёрское кресло. Почему ему в нём так неуютно – загадка. Он то начинает буксовать на одном месте, то срывается в галоп, то достает из рукавов совсем уж неправдоподобных тузов – так, простая лаборантка оказывается в курсе самых секретных разработок, а секретные службы только в самый последний момент вспоминают, что за Реннером можно послать сверхновую разработку – убиватора-азиата. В собственных работах кстати, Гилрой, вполне зарекомендовал себя как человек, умеющий скрутить в один тугой узел сложный сюжет и динамичную подачу: так, его «Ничего личного» с Джулией Робертс – это горячая романтическая история, по факту представляющая собой напряжённый корпоративный детектив. Ну, или наоборот. Кстати, когда жанровые игры начинаются в «Эволюции», кино оживает. Так, здесь есть чудесная, в хорошем смысле михалковская сцена диалога между Вайс и наемниками в старом доме. Или острейший эпизод расстрела учёных в лаборатории.

Вот Рейчел Вайс ещё заслуживает отдельного слова – и благодаря особому дару актрисы, и по причине выдерживающего одну и ту же истерическую ноту дубляжа мы получаем прекрасный результат: её персонаж беспомощен и невыносим. Когда в одной из сцен Реннер берёт её за подбородок и люто глядит в глаза, в его взгляде чётко читается: «Ещё один дубль, и я тебя ударю».

Зато её героине надо сказать спасибо за самую неожиданную кульминацию погони, которую только мог представить себе зритель. На фоне всего прочего и она выглядит так себе, но по крайней мере заставляет недоверчиво похлопать глазами и поразводить плечами – ага, дескать, удивил.

Резюме: нисколько-не-«Борн», обидно неудачный выход хорошего режиссёра и сценариста.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
31 августа 2012

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх