Фильм «Исходный код»: На взрывной волне

\\Василиса Петрова

«Исходный код» эксплуатирует популярную в современном американском кинематографе идею о том, что параллельное пространство все-таки существует и, в том или ином виде находясь в нем, можно менять реальность – прошлое, настоящее или будущее.

На этот раз свой день сурка переживает военный пилот Стивенс (Джейк Джилленхол). Он раз за разом обнаруживает себя в поезде, в теле не известного ему мужчины, сидящего напротив не известной ему женщины (Мишель Монахэн). Через восемь минут их ждет один и тот же финал – поезд с сотней пассажиров взрывает террорист. Оказывается, герой Джилленхола – участник секретной экспериментальной операции американских спецслужб. Его каждый раз отправляют в этот поезд, чтобы он смог найти того, кто приводит бомбу в действие. Сам Стивенс при этом фактически мертв: функционирует только часть мозга.

Режиссер «Исходного кода» - англичанин Дункан Джонс, сын Дэвида Боуи. Его предыдущая работа была из серии «кино не для всех» - «Луна 2112», не богатая внешними событиями история одинокого астронавта. В фильме «Исходный код» Джонс поворачивается на 180 градусов – лицом к голливудскому мейнстриму со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сюжетная канва картин, подобных «Исходному коду», известна – Дункан Джонс не отступает от принятого канона. События предсказуемы как для пилота Стивенса, так и для зрителей. Впрочем, для Джейка Джилленхола многократное повторение одних и тех же сцен только на пользу: его ограниченная небольшим количеством эмоций мимика всякий раз оказывается кстати.

При всем при этом «Исходный код» - по-прежнему кино не для всех. Это фильм, требующий подготовленного зрителя. Дункан Джонс остается верен своей манере. Эта его картина оказывается гораздо в меньшей степени рассуждениями о грядущих открытиях науки и техники и неограниченных возможностях человеческого мозга и гораздо в большей степени исследованием человеческого одиночества. Одинок запертый в темной капсуле пилот Стивенс, одинока направляющая его капитан Гудвин (Вера Фармига), одинок террорист, задумавший серию взрывов для очищения и начала новой жизни. Герой Джилленхола в буквальном смысле занимается поисками себя.

В перерывах между восьмиминутными сценами в роковом поезде он собирает осколки своей памяти и допрашивает капитана Гудвин, чтобы понять, кем был, кем стал и что его ждет. Вывод, который делает Дункан Джонс, не самый оптимистичный: если человек и способен преодолеть одиночество, то ценой неимоверных усилий, в буквальном смысле сам переписывая свою судьбу. Но хуже всего то, что возможно это лишь в параллельном пространстве.

Перейти на страницу фильма

Василиса Петрова
31 марта 2011

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх