Фильм «Легенда №17»: Лёд, кино и чёлки

\\Александра Закирова

Требовать от байопика исторической правды немножко нелепо – это не кинохроника, не архивный выпуск новостей.

Но именно тут как выходит – не то чтоб Николай Лебедев как-то приукрасил историческую действительность ради красивого кадра, придумал грандиозные события на скромной почве. Нет, советской хоккейной историей он скорее воспользовался не до конца, сделал площе и проще, чего ужасно жаль.

И обидно это не из-за патриотизма, не из любви к исторической правде. Что там, родившись в следующем десятилетии после легендарных матчей СССР – Канада и будучи вне хоккейного контекста, мне сложно воевать за какую бы то ни было достоверность. Странно вот что – что история о мужестве отчаянных парней действительно удивительная, что в ней много настоящих фактов, которые могли бы сыграть в фильме, но прошли мимо, оставив, например, от Третьяка –только удивленное лицо во вратарской маске, а от истории о беспрецедентной встрече двух команд-звёзд – конфликт спортивных и кабинетных чиновников.

Да и те реальные события, что Лебедев берёт в свой фильм, он раскручивает не до конца. Например, журналист, который перед канадским матчем восклицает, что в случае победы советской сборной съест свою статью (это есть в фильме) – действительно пришёл в раздевалку наших хоккеистов и съел свою газету с борщом. Но на это Лебедеву не хватило времени, зато хватило на то, чтобы показать впечатляющие дельты Козловского в душе или вот как он к девушке со стихами по пожарной лестнице лезет.

Вообще, с чистотой жанра тут чехарда, и это не тот случай, когда она на пользу. Самого байопика как такового – с тем, как и из каких событий конструируется личность главного героя – из «Легенды №17» не получается. Харламов Лебедева колобком поочередно ускользает то от мамы, то от девушки, то от чекистов, то от вербовки за границу, то от больничного расписания – а прежде всего от зрителя. Самая яркая характерная сцена, доставшаяся Козловскому – это раскачивание на тросе между двумя трубами ТЭЦ как главный мотивационный момент фильма (не спрашивайте).

Немного сильнее Лебедев играет на поле спортивной драмы - когда он сосредоточивается на хоккее, кино оживает, из-под конька начинает искрить. Таких настоящих, спортивных, эмоциональных сцен во второй половине фильма достаточно, но и с ними случается проруха. Вот в кадре появляется Меньшиков, прекрасный, как всегда, но исполняющий шаманский обряд (ага) – и тут уже ничего не остается, как всплеснуть руками и процитировать: нет, такой хоккей нам не нужен.

И если попытаться выделить главное настроение фильма, то получается интересно – это не ностальгия по советскому прошлому – никакой сверхромантизации тут нет. Это и не советофобия – «кровавая гэбня», например, тут скорее беспомощна, а предопределенность спортивных матчей – не изобретение СССР. Главное настроение тут – надежда на чудо: на пьяного колдуна с палкой, на смелого тореро, на то, что сломанная нога соберётся и зарастёт сама по себе. Наверное, это вполне можно отнести к текущему общественно-политическому моменту, но мы тут всё же о другом.

Резюме: фильм, в котором есть немного хорошего, зрелищного спорта и много плохо склеенных романтических и прочих конфликтов. И ещё дельты Козловского, конечно.

Александра Закирова
19 апреля 2013

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх