Фильм «Начало»: Сонное царство

\\Василиса Петрова

В новом фильме режиссер Кристофер Нолан, разбираясь с играми разума, пытается осмыслить одно из самых загадочных состояний сознания – сон. Экзистенциальные рассуждения о природе зарождения в человеке идеи он смешивает с проектированием несуществующих миров и перестрелками.

Основа концепции всей картины Нолана – это представление об идеи как об опасном паразите, который проникает в человеческий мозг, а избавиться от него невозможно. Самым простым способом внедриться в сознание оказывается сон. Именном в этом состоянии, настойчиво повторяет Нолан, мозг человека совершает колоссальную работу и именно в этом состоянии он открыт для технологий «извлечения» и «внедрения». Технологиями «извлечения» и «внедрения» заняты целые корпорации – это достигает промышленных масштабов и используется, например, в промышленном же шпионаже. Специалисты в этой области - команда, возглавляемая Коббом, героем Леонардо Ди Каприо.

Разбираясь с одним из главных вопросов диалектики, Нолан определяет, что сознание (и даже больше – подсознание) определяет бытие, а не наоборот. То есть реальность можно изменить, проникая через сон в сознание. В кинокартине «Начало» режиссер строит свой сложный мир с множеством смысловых лабиринтов и логических парадоксов, как и юный архитектор Ариадна, которую играет Эллен Пейдж, проектирует уровни для внедрения в сознание.

Время во сне расширяется. Пока в течение трех секунд микроавтобус падает с моста в воду на одном из глубоких уровней сознания, во время сна, проходит около 30 минут. Эту идею «Начала» проще всего сравнить с фильмом или книгой, когда, например, за пару часов зритель успевает проследить за событиями протяженностью в несколько дней, месяцев и даже лет. Коббу и его жене (Марион Котийяр) удается вот так, во сне, прожить 50 лет и построить собственный огромный город, заполнив его теми объектами, которые были дороги и понятны им. Впрочем, сны, экранизированные Ноланом, - это вовсе не красочный и волшебный мир. Это мрачный, безлюдный и заставленный однотипными домами город, лишенный какого-либо очарования.

Сон таит в себе и самую страшную опасность, когда реальность кажется нереальной – грань между ними стирается. Именно из-за этого, потеряв ориентацию в пространстве, прыгает с небоскреба уверенная в нереальности реальности жена Кобба. Отсюда вырастает одна из важных тем «Начала» - чувство вины, которое испытывает герой Леонардо Ди Каприо. День за днем он пытается так или иначе разрешить этот конфликт – это оказывается возможным только во сне, во время которого он снова и снова возвращается к самым памятным и знаковым событиям их совместной жизни.

Слушать истории из чужих снов – не самое интересное занятие, ведь другой человек все равно никогда их не увидит. Но Нолан превращает это в увлекательную головоломку. Режиссер «Бэтмена» и «Престижа» на протяжении двух с половиной часов с математической точностью моделирует сложный мир, который затягивает зрителей, проникает в них, заставляя после финальных титров, на выходе из кинозала, усомниться, а на самом ли деле всё так, как я вижу?

Василиса Петрова
24 июля 2010

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх