Фильм «Орда»: Орда, звонят колокола

\\Александра Закирова

При объемном бюджете довольно легко снимать исторические фильмы, ценные хотя бы уже своими ненарисованными красотами и маниакальным перебиранием деталей.

Двенадцать миллионов долларов, потраченные режиссером Андреем Прошкиным на «Орду», усвистали ясно куда. Фильм похож на восточные картины художника Верещагина: в них отливает то золотом, то человеческим мясом каждый из многочисленных завитков. На экране пиршествует и раздольничает татаро-монгольское иго образца XIV века. Каждый вспомнивший о корнях узбек и бурят у Прошкина одет в многосложные одежды, будь то платье или доспех. Монгольский быт воссоздан до уголка в доме, до ложки на столе, до флиртовых и кровожадных привычек – и даже не так важно, насколько исторически верно. Потому как в любом случае в итоге получился целый подробный мир, пугающий и влекущий.

Самое прекрасное, что не достоверной шмоткой единой жива «Орда». За всей реконструкторской роскошью – точнее, на ее жирном черноземе – разворачивается ни много ни мало историческая и религиозная драма. И тема эта, конечно, вдвойне опасна в современном контексте непростых отношений верующего как человека и гражданина, с одной стороны, и института церкви – с другой.

Но Прошкин не впервые накручивает хвост опасной в плане эмоциональных провокаций теме. Он непошло рассказывал о ребенке из детдома в «Спартаке и Калашникове», без дидактики и морализаторства рассуждал о подростках в «Играх мотыльков», не включал излишний пафос о защите Родины в «Солдатском декамероне». С темой отношения человека и религии он, как выяснилось, тоже может обращаться одновременно и умело, и изящно. Как и в других работах, на первое место выдвигает человеческую драму.

В «Орде» старый чудотворец, митрополит Алексий (замечательный Максим Суханов) отправляется из Москвы в ханство к прогрессивному хану. Хан отличается от своих предшественников тем, что поощряет оседлость, не желает использовать трон в качестве горшка и способен по мере сил уважительно обращаться с представителями иных конфессий. Алексий должен сотворить чудо, а хан взамен на чудо – даровать свой благословенный игнор Москве и не трогать церковь митрополита. И вот на этой тропке, на которой так легко скатиться и в излишнее прославление православия, и в вампирское живописание мусульманских зверств, и просто в плосковатые кровавые оды зверствам (как у Лунгина в «Царе») – на этой тропке Прошкин изящными мазками рисует разницу между двумя подходами к вере. Он не поучает, просто позволяет додумать – где человек один перед богом, а где он стоит перед ним хором, где инцест, а где былая межконфессиональная любовь, где и в какой час – место для чуда. Чья вера подразумевает принижение ради последующего возвышения, а чья – натуральный честный обмен. И не сказать, что к какому-то из вариантов режиссер относится с подчеркнуто видимой симпатией.

«Орда» - вообще фильм эпизода; сцены нанизаны одна за другой как бусы у самой красивой жены в гареме. Вот хану показывают свои чудеса разоблачаемые им фокусники – китаец-ушуист и демонические танцоры. Причем сцена с демоническими танцорами уходит к высотам какого-нибудь Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна», «Хеллбой»). Вот одни ханы убивают других походя, за столом, и переходящие от одного к другому челядь и армия, кажется, скучающе зевают. Вот у смертельно усталого Суханова по лицу ползают живые муравьи. Вот два монаха-католика, чудом избежавшие смерти благодаря тому, что попали под замес смены хана, строят свой отшельнический быт среди монголов.

Что еще примечательно, так это то, что это по-настоящему масштабное историческое полотно обошлось без единой батальной сцены, без коллективного звона клинков. Оно всё – доходчивый диалог тет-а-тет, вербальный или невербальный, и довольно часто – диалог со зрителем.

Резюме: детальная картина о личных драмах, с одной стороны, и разнице религиозных самосознаний, с другой. Честный, предельно красивый и эмоциональный фильм.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
21 сентября 2012

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх