Фильм «Оз: Великий и Ужасный»: История любви, история болезни

\\Александра Закирова

Казалось, у Сэма Рэйми («Зловещие мертвецы», «Затащи меня в ад», «Человек-паук») был полный чемодан условий, чтобы снять отличную предысторию «Волшебника из страны Оз».

И золотые горы бюджета ($200 млн.), и всеми любимая сказка, и возможность развернуться на поле интерпретаций, как угодно подводя Гудвина – то есть, в этой версии, Оза – к его изумрудному величию, и тонкое чувство ужасного, и опыт в фильмах для всей семьи. Но получилось, мягко говоря, иначе.

Харизматики условно преклонных годов (Джонни Депп, Роберт Дауни-младший) один за другим отказывались от роли Оза – и, если им довелось перед этим пробежать сценарий хотя бы по диагонали, оно неудивительно. Дорога из жёлтого кирпича, по которой когда-то шла Джуди Гарленд, в фильме Рэйми ведёт не из сказки, но из очень грубо нарисованного любовного четырёхугольника. Попытка пикантная, но…

Навскидку – из идеи можно было запилить эпическую сагу о разделении престолов с готическими битвами каких-нибудь ворон, волков и обезьян. Или трогательную ретро-пастораль о жизни фарфорового городка и изумрудного средневекового полиса, притесняемых царственными самодурами. Или историю становления личности волшебника, который научился всех обманывать так, что ему это прощают.

А Рэйми замешивает главный конфликт и смысл сказки не на сверхценности дружбы или, к примеру, на справедливости, а на любовной истории. Из-за рейтинга 12+ и личных талантов Рэйми эта любовь выходит схематичной, и в её мыльном пузыре фильм с грохотом валится в бездну. Итак – неудачливый фокусник (Джеймс Франко) прибывает на воздушном шаре в страну Оз, где начинает напропалую очаровывать всех волшебниц – и добрых (Мишель Уильямс), и злых (Рейчел Вайс), и сомневающихся (Мила Кунис) – используя природное обаяние и музыкальную шкатулку бабушки.

Если Вайс и Уильямс в этой истории ещё дают контрастного электричества, то очевидный мискастинг – это Кунис, с которой хочется снять шляпу и увести в другое кино. Назад в «Чёрного лебедя», например, прочь из детской сказки, вся магия которой утекает сквозь её и Франко пальцы. Да, и все при этом изъясняются языком плакатов, что в определённый момент становится совсем уж невыносимо.

Стоило ли городить весь, бесспорно, визуально прекрасный огород ради финального поцелуя шарлатана и ведьмы – мне кажется, нет. А так как нужно судить по справедливости, то нельзя умолчать и о приятном, что было в «Озе» Рэйми. Это, во-первых, традиционное для режиссёра камео Брюса Кэмпбелла. Во-вторых, один из лучших персонажей, ради которых стоило придумать 3D вообще – маленькая фарфоровая девочка. В-третьих, чёрно-белое вступление о цирке в духе какого-нибудь Терри Гиллиама.

Резюме: история не такого уж безгранично обаятельного жиголо, вертящего трюки в остатках декораций «Алисы в Стране чудес» — красиво, долго, неясно, зачем.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
8 марта 2013

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх