Акуна Матата. Приключения в Африке

\\Любовь Чернопольская

Всем привет! Постараюсь вкратце изложить отчет о трехнедельном путешествии пятерых безумцев по бескрайним просторам  дикой Африки с «залетом» в Египет и Ливан. Надеюсь, он получится полезным и интересным.

Целью самостоятельного путешествия было: посещение национальных парков с дикими животными в Ботсване, пустыни Намиб в Намибии, Водопада Виктория в Замбии и Зимбабве, берега Атлантического океана, в заключении наш ждал релакс на  острове Занзибар в Танзании.  Бонусом, нам достались пирамиды в Гизе, город Сидон в Ливане, масса положительных впечатлений и ярких эмоций и повседневная африканская Акуна Матата, что в переводе со всех местных языков значит «Нет проблем»!

Путешествие планировалось несколько месяцев, заранее:

куплены авиабилеты: Кр-ск – Москва- Бейрут (Ливан) – «Аэрофлот», пересадка в Домодедово.Бейрут – Каир (Египет) - Дар эс Салам (Танзания) - «Egiptair» на сайте skyscanner.ru . Дар эс Салам -  Лусака (Замбия) – «Zambezi Ailines» (flyzambezi.com) и обратно. Лететь в Танзанию через Египет и Ливан было просто намного дешевле чем напрямую, к тому же мы там не были.

Поставлена прививка от желтой лихорадки на Маркса, 45. Изучены килобайты статей про бич Африки – малярию, все её разновидности, способы диагностики, симптомы и пр. составлена аптечка. Взят ноутбук, две рации и GPS- навигатор с картами наших маршрутов, адаптер от прикуривателя на 220V для зарядки.  И самое главное – найден, забронирован и оплачен настоящий сафари- джип Toyota LC 70, 4 WD, новенький c полным снаряжением для комфортного кемпинга, в южноафриканской компании «Bushlore» (bushlore.com).  Изучены тонкости визового контроля в разных странах, забронированы гостиницы на booking.com (Бейруте, Ливингстон и Лусаке), посчитан бюджет, куплены доллары в мелких купюрах и -  в путь. Только с ручной кладью - много перелетов, лучше не рисковать вещами и временем, это же Африка…

Ливан

Нашим самым большим опасением было неполучение ливанской визы и, как следствие, ожидание рейса в Каир (через сутки!) в аэропорту. Виза ставится по прилету и бесплатна, но в ней могут отказать по любой причине, особенно девушкам, так написано на разных сайтах самостоятельных путешественников. У нас была забронирована гостиница, адрес которой мы указали в миграционной карте и были обратные билеты. Граница быстро пройдена - штамп поставлен. За 40 долл. англоговорящий  таксист – араб на белом  мерсе довез нас, пятерых, до гостиницы в центре Бейрута. Аэропорт находится в черте города, ехали полчаса.

Итак, Бейрут, 2500 -летняя столица Ливана, расположена на побережье Средиземного моря. Древний, душевный, прекрасный, но израненный в ливано-израильском конфликте город.  Ещё здесь родился Киану Ривз).

Валюта - ливанский фунт, меняем на карманные расходы.

Еда – традиционная арабская, вкусная.  Едим чикен- кабабы, пробуем бабу-гануш и хумус с фалафелью - это паста из бобовых культур. Вспомнив фильм «Не злите Зохана» ищем сладкий бубалех, но тщетно, пьем колу, вкуснейшие натуральные соки и ароматный кофе.

Местные - по-восточному приветливы и дружелюбны.

Наш уже знакомый таксист Мустаффа забирает нас из гостиницы и везет показывать достопримечательности, в 40 км от Бейрута - город Сидон , которому 6000 - 7000лет.

А на дворе тем временем 1432 год

Гуляем по старому рынку, по которому, наверное, столько же лет, что и городу. Посещаем Сидонскую морскую Крепость , основанную крестоносцами в 1228 году

Фоткаемся возле мечети, едем ужинать, и в аэропорт.

Многочасовая прогулка в месте с доставкой в аэропорт с  нам обошлась в 100 долл. с чаевыми на всех, мы подружились Мустафой, он много лет жил в Европе и Бразилии, разговаривает на нескольких языках. На обратном пути мы договорились увидеться.

Летим в Каир, через 2 часа уже на борту самолета, еще 6 часов - и мы в Дар эс Саламе, Танзания.

В Даре программа- максимум – покупаться в Индийском океане (пляж в черте города), купить таблеток от малярии, купить билеты до острова Занзибар, на все про все несколько часов, т.к. в обед у нас рейс в Замбию.

Дар - крупнейший город Танзании, хоть и не столица.  В Танзании основная достопримечательность -  национальные парки, куда приезжают туристы полюбоваться на жизнь диких животных в естественной среде обитания:  самые известные из них Серенгети, Аруша, Нгоро- Нгоро – огромный парк - кратер вулкана, в котором сотни лет  обитают животные не контактируя с внешней средой. Жемчужины Танзании – остров Занзибар,  гора Килиманджаро, озера Виктория и  Маньяни. Именно из аэропорта Дара начинаются приключения любителей сафари, восходителей на самую высокую гору континента, Килиманджаро и  ценителей первоклассных пляжей острова Занзибар. Оттуда можно улететь в Кению, Замбию и другие страны Африки.

В аэропорту проходим паспортный контроль, впервые сталкиваемся с акунамататой- сотрудница визовой службы забила на работу  и просто спит, на глазах босса и пассажиров нашего рейса. Африка, что сказать! Виза для россиян (мультивизы не существует) – 50 долл., ставится по прилёту, желательно наличие сертификата о наличии прививки от желтой лихорадки.

Местные деньги - танзанийские шиллинги, язык – суахили и английский, жара – под 40, еда – сносная, готовится больше часа.

К месту скажу, что африканцы - большие мастера расслаблению и ничегонеделанию. Их расслабленный образ жизни, отсутствие депрессии и  легкое отношение ко всему – вот она Акуна  матата! И нас она уже не напрягает, мы расслабляемся и получаем огромное удовольствие. Для них мы – Мзунгу –  белые на  их сленге.

Таблетки от малярии продаются в любой самой никудышной аптеке по демократичной цене, самые эффективные  по нашим сведениям - «маларон»  (10 долл.) и  фансидар (около 2 долл. за таблетку). В России они не продаются, поэтому берем с запасом на всех, что бы привезти домой, ведь теоретически мы можем заболеть малярией в Африке, а проявиться она может уже дома.  Болезнь смертельна, если вовремя не принять меры, но лечится легко.

Мы полагаемся на удачу,  африканские таблетки и аэрозоль  «дэфо», привезенный из дома. Включаем акунаматату. Рассчитываемся везде местными деньгами, в аэропорту -  неплохой курс обмена.

Летим в Лусаку – столицу Замбии. В самолете-жирафе мы были единственными европейцами. У стюардессы отец учился в РУДН, она знает пару русских слов.

Замбия

В аэропорту проходим визовый контроль - мультивиза 80 долл. на 7 дней, интересна система строгая сканирования отпечатков пальцев  рук и фото на камеру. Позже мы проходили границы Замбии с Ботсваной и Зимбабве, где пограничники всех тупо записывали в тетрадку.  Один раз даже просто дали бумажку с печатью, чуть ли не беря с нас обещание вернуться. Парадокс - строгость с одной стороны и халатность с другой.

Аэропорт находится на приличном расстоянии от города, мы еле находим такси, нас уже не садят по пятеро в одну машину, нанимаем две по 35 долл. и едем в гостиницу  Куамбока – в центре Лусаки, единственную что удалось найти в интернете, примерно за 300 руб. с носа за номер с москитной сеткой и общими удобствами.

По пути покупаем билет на автобус до Ливингстона, примерно за 700 руб., откуда начинается наше большое путешествие. Договариваемся с таксистами, что они с утра отвезут нас на автовокзал из гостиницы, они согласны, за неплохие по местным размерам деньги, но сразу скажу, что они не приехали.

Валюта – замбийские квачи, языки - ньянга и английский, достопримечательности – Водопад Виктория и масса национальных парков с дикими животными, фруктов мало, питаемся в фаст-фудах, питьевая вода в бутылках стоит примерно как у нас.

«Привет» – навунакамукамос, «спасибо» – зикома)

Замбия  одна из - беднейших стран Африки. На автовокзале, пока мы покупали билеты, нас пытались обокрасть местные «гопники».  Одни отвлекали шутками, другие были «на шухере», третьи обходили сзади, но их уловки не прошли… Нужно быть предельно внимательным.

Даже не с чем сравнить такую дыру, как  гостиница Куамбока - горячей воды почти нет,  телевизор в баре привязан цепью,  на заборе колючая проволока,  на ресепшн продаются забытые вещи, а элементарный ужин, неторопливо, готовят два часа, но мы уже никуда не торопимся.

Утром, не дождавшись такси, в потемках идем пешком на автовокзал, до него полкилометра, и  у нас есть GPS- навигатор!

В Лусаке делать нечего, негативный, тяжелый, город. Скорее бы в Ливингстон. Автобус, на котором мы туда едем около 8 часов, оказался чистым, комфортабельным,  с кондиционером, там даже разносили прохладительные напитки. Трассы пусты, на обочинах множество маленьких деревенек,  дети в разноцветной школьной форме, природа чем то напоминает нашу – кусты, трава. Часто останавливаемся. На одной из остановок знакомимся с местным парнем Дэном – продавцов бананов. Он рассказывает, что очень хочет учиться и быть инженером, но родители бедны, а образование - платное.

В Ливингстоне быстро находим наше пристанище – лодж «Jollyboys Backpackers»,  и мы больше, чем счастливы (так переводится слово «джолли») – там чисто, уютно, душевно, мы здесь проводим 2 ночи. http://www.backpackzambia.com/

Здесь есть: чилл – аут c подушками, бассейн, кухня для тех кто хочет сам готовить, бар, интернет-кафе, номера в африканском стиле, сдаются места под палатки, домики- хижины,  комнаты для больших компаний – где стоит множество двухэтажных кроватей. Все в африканском стиле, сделано руками с любовью. Здесь много молодежи, русские - только мы.

Сразу едем на Водопад Виктория. Он в 10 км от нашего отеля, знакомимся с таксистом Джо. В среднем,  доехать до национального парка стоит 5000 квачей примерно 1 доллар. Джо увозит нас в национальный парк Victoria Falls, в назначенное время нас забирает. Впятером в одно такси нельзя, но Джо нас везет.

Вход в парк стоит 20 долларов, можно ими и рассчитаться. Сразу находится хелпер, который водит нас по разным обзорным точкам на Водопад. Цену на услуги хелпера - обговаривать заранее.

Водопад Виктория находится на территории двух государств – Замбии и Зимбабве, высота водопада 128 метров, ширина – около 2 км. Март - сезон высокой воды,  водопад видно лишь кусочками из-за поднимающихся столбов водных брызг.  Самый оптимальный месяц, когда вода маленькая и видно весь водопад, по словам хелпера - август.

Можно взять напрокат дождевики, но без них - веселее. Мы купаемся в брызгах водопада, наблюдая сотни радуг!  Популярен аттракцион «Котел дьявола» - естественный бассейн прямо на краю водопада, где можно купаться, а гиды могут свесить вас с этого самого края. Но сейчас высокая вода,  котел закрыт.

Зато работает знаменитая тарзанка, или банджи-джампинг  с арочного моста через реку Замбези, когда то самого высокого в мире, соединяющего Замбию и Зимбабве.

И как прав был старик Хэмингуэй, мы проснулись счастливыми.

Из «Джолли бойз»  по утрам ходят бесплатные автобусы до водопада.

Мы едем на одном из них. Переходим границу, идем по мосту. Бесстрашная сибирская девушка Лена прыгает с банджи прямо в радугу, а мы замираем, наблюдая за  111- метровым прыжком, и молча завидуем её героизму. Удовольствие стоит 120 долларов+ 15 долл. – видео. На все про все уходит около часа.

Зимбабве

Валюта – американский доллар, в ходу  также южноафриканские ранды, язык – шона и английский. Зимбабвийские доллары вышли из обращения и  продаются как сувениры.

Малярии нет. Большинство национальных парков бесплатны.

Идем в Зимбабве, платим 30 долларов за штамп на границе. Недалеко от неё - вход в Национальный парк «Виктория Фоллс», вход - 30 долл. Видим первых для нас африканских зверушек, везде следы пребывания слонов, но мы их так и не встретили, зато видели обезьянок, маленьких антилоп, кабанов – бородавочников. Бородавочник – это Пумба из мульта «Король лев», поющий про «Акуна матату»))).

На наш взгляд, вид Виктории, если сравнивать с замбийской стороной, из Зимбабве значительно лучше.  Одно из неизгладимых впечатлений произвел каскад Raibow folls – такая обзорная точка, где стоишь на обрыве, а под тобою грохочет сто метров водопада  и внизу  видны несколько радуг. Из-за высокой влажности фотать не получается, дождевики не спасают. Возвращамся в «Джолли». Утром таксист Джо  везет нас на границу с Ботсваной.

Ботсвана

Валюта – ботсванская пула, бензин и дизель – больше 40руб за литр, стоимость еды- примерно как у нас, фруктов мало, дороги – так себе. Готовим сами в походных условиях. Вход в парки около - 20 долл. Население дружелюбнее, чем в Замбии. Движение во всей Африке – левостороннее.

Выходим из Замбии, нас отмечают в тетрадке пограничники, пересекаем реку Замбези на пароме.  В этом месте пересекаются границы четырех государств – Замбии, Зимбабве, Намибии и Ботсваны, но пограничников нет. Идем пешком до границы Ботсваны. Бесплатно ставим визу. На той стороне нас уже ждет наш джип с южноафриканскими номерами. Проходим инструктаж и едем в национальный парк Чобе, в котором живет 35 тыс. слонов - самая большая популяция в мире.

Ночуем за 10 долл. с носа в кемпинге, в городе Касане, недалеко от парка Чобе.

Кемпинг – охраняемая территория, с минимальными удобствами, в одном из них администрация попросила каждого подписать документ, что она не несет за нас ответственности и указать контакты в России.  После установки лагеря оказалось, что нас никто не охраняет, а в кемпинге нет заборов. Утром, спустя 15 минут после выезда из злополучного кемпинга увидели четырех львов, лежащих на дороге. Остальную часть путешествия ночуем на дикой природе….. Засыпаем под симфонию из различных криков и других звуков дикой природы.

Наш автомобиль укомплектован всем необходимым –  двумя палатками на крыше, одной обычной,  двумя газовыми баллонами, столом, стульями, холодильником, подушкам, спальниками, бельем, полотенцами для каждого, различной кухонной утварью.

Следующий наш национальный парк – Мореми.

На трассе встречаются пункты ветеринарного контроля, их мы отслеживаем по карте. Но на первом сотрудники заставляют обработать всю обувь в грязной луже с чем-то обеззараживающим, и выкидывать или есть прямо тутже свежие овощи, фрукты, мясо.

Иногда встречаем дорожных полицейских, они пару раз просили у водителя права. Русское водительское удостоверение никого не смущало. Однажды поменяли деньги по русскому паспорту, без проблем.

Едем в Намибию.

Виза для россиян - бесплатная, дороги - отличные, городки похожи на европейские (Намибия – бывшая германская колония) вода дорогая. Стоимость въезда в национельный парк – 20 долл, налог за пользование дорогами – 50 долл. взимается на выезде из страны.

Почти вся земля - в чьей-то собственности,  везде заборы и ограждения.

Главная достопримечательность – пустыня Намиб, ей 80 млн лет, самая древняя на планете.

Стоит посмотреть Берег Скелетов, национальный парк Этоша, водопад Попа, города Свакомпунд, Цумеб, Волвиш –бей, столицу – Виндхук, местные этнические племена, живущие, как в каменном веке.

Пустыня Намиб. Намиб в перевде с местого наречия значит «место, где ничего нет»

Деревья, которым больше тысячи лет

Достигаем Атлантики, город Волвиш-бей. Вода холодная, но мы все равно купаемся. Половина путешествия позади, возвращаемся обратно.

Едем обратно – Касане( сдаем машину) – Ливингстон- Лусака- Дар эс Салам

Занзибар.

Из Дара едем на пароме на остров Занзибар, в портовый город Стоунтаун. Билеты забронированы через очередного таксиста, с которым мы познакомились аэропорту в начале путешествия, он нас привез в порт, а на обратно пути – забрал из порта и привез в аэропорт. Билет в один конец стоит – 40 долл.

Местные жители, в основном мусульмане, и негры и арабы.

Занзибар известен,  как один из самых крупных импортеров специй, тем, что на нем родился  сам Фредди Меркьюри, и сногсшибательными белоснежными пляжами.

В порту сели в другое такси и через час - мы на берегу Индийского океана. Прямо на месте выбираем бунгало (20 долл. за ночь),  для девочек и для мальчиков - отдельно.

В один из дней едем на снорклинг - ныряем с маской.

Цвет воды изумрудный,  а песок – белоснежный. Большая часть туристов – европейцы, точнее итальянцы. На снорклинге знакомимся с пожилой парой, которые были в Сибири и на Байкале. Приятно.

Едим морепродукты, фрукты, релаксируем.

Обратный путь – Стоунтаун - Дар- Каир

Египет

В Египте мы не видели ни одного русского туриста, в тот момент еще не открыли рейсы после известных событий. Купили визу за 15 долларов. Сотрудник аэропорта, узнав, что мы русские, вернул нам деньги за визу, забрал паспорта, дал одну желтую бумажку на всех, сказал приехать в определенное время перед рейсом.  Нас это не смутило. Потом обменяли желтую бумажку обратно на паспорта.

Заключительная достопримечательность в нашем долгом приключении, пирамиды в Гизе.

За время нашего путешествия мы посетили 7 стран, 15 городов, 25 раз заполняли  миграционные карты, проехали 5 000 км за рулём  нашего сафари- джипа, совершили 10 перелётов,  в сумме провели в воздухе 36 часов, завели новых друзей и каждое утро проспались счастливыми, как Хэмингуэй. Поставленная  цель - достигнута!

Спасибо всей команде за  компанию, и в отдельности каждому: Елене за прекрасные ужины, Артему за организацию путешествия,  Диме – за  навигацию,  Андрею – за мужество.

А читателю  –  за терпеливое прочтение отчета))