Как я на Шумак ходила.

\\Анна Шевченко

Всем привет!

Я обычный человек, любящий горы и в течении последних трех лет только их созерцающая решила в 2011 обязательно посетить Шумак. Вы спросите что это?! А этому и будет посвящен пой рассказ.

Идея посещения Шумака у меня зародилась лет 5-6 назад, когда сидя в интернете, я случайно наткнулась на какую-то заметку, в которой говорилось, что там находятся святые источники. На тот момент я прочла все, что смогла найти. Но все препятствовала моей поездке туда, наверное как у всех: время, деньги, желание. Но в этом году я твердо решила покорить Шумак.

Так что же такое Шумак? А это местечко в Восточном Саяне, где находится больше сотни минеральных источников. Находится оно на территории республики Бурятия, в Тункинском районе, по среди хребта Тункинкинские Гольцы. У Бурят это место считается святым и они уделяют ему огромное значение. По легенде бурятский охотник ранил оленя, которой от него убежал, но охотник решил, что олень все равно умрет и отправился за ним, в итоге он долго за ним шел и увидел оленя лежащего в грязи из которой он вскочил целый и невредимый и убежал, после этого об целительной способности этого места было поведано людям. Добраться до туда можно на конях 5000 руб в одну сторону, на вертолете 7500 руб и пешком.

Мое путешествие началось с покупки билета на поезд № 012 Челябинск-Чита, до станции Слюдянка, ехать в пути порядка 19ч., поехала я со своей подругой, в пути с нами ехали призывники, поэтому время прошло незаметно. И вот в 09:30 местного времени мы были в Слюдянке. На вокзале произошел некоторый ступор, когда мы выходили из поезда, а тут подбежали люди с ягодой и омулем и мягко говоря мешали выйти.

От Слюдянки нам требовалось добраться до Ниловой Пустыни (такой санаторий или база отдыха, тут же деревня). С транспортом мягко говоря беда, по словам местных жителей автобус отходит в 8 утра, поэтому все заранее заказывают частников, заброска происходит порядка 6000 тыс руб. за автобус. А нас всего двое, поэтому как-то дороговато. (За день до отъезда я нашла нам попутчиков на сайте angara.net, которые нас добросили до места бесплатно, да и мы с ними прошли весь путь).

Пока мы ждали попутчиков (на это у нас было 3 часа), насмотрелись на местный контингент. Все женщины (разных возрастов) смуглые, с синяками, прокуренные, частично без зубов, в каких то шляпках, сланцах, трениках, стоят и торгуют омулем, крича целый день: "горячего", "холодного" и при этом, что-то между собой "перетирают". Была одна красавица отличающаяся от них, которая ходила туда-сюда и слушала песню "Одиночество сволочь" (3 часа подряд, мы уже подпевали).  Температура была всего 12*С, солнца практически не было. От Байкал дул ледяной ветер, возник вопрос: где все эти женщины загорели?

Попутчики нас взяли с собой в 12:30 и мы поехали до Ниловой Пустыни, а точнее до Сухого Ручья откуда и начинался наш путь. По пути в районе Кырена мы заехали в какую то забегаловку перекусить, таких отвратительных тефтелей я никогда не ела.

На Сухом ручье я освободила свой рюкзак кг на 2, убрав часть провианта в кусты и теперь он стал вешать порядка 20 кг. На тот момент думала: "девочка не хилая, донесу". Идти с учетом коэффициента на горы 70 км в одну сторону.  И вот мы тронулись, с нами еще была милая собака Кузя (сначала думала мальчик, потом оказалось это девочка, но писает как мальчик).

В первый день мы далеко не пошли, время было уже порядка 17ч., прошли всего 5-6 км и остановились на ночлег, начался дождь и не было ничего интересного.

На второй день я пожалела, что мы не пошли дальше в первый день. путь предстоял не легкий, практически весь в гору, воздух сырой и тяжелый после дождя, поэтому даже некогда было сфотографировать местность, мы шли порядка 3 часов в гору и затем начался спуск, как нам сказал наш попутчик 200 м. высотой, спустились быстро и попали в каменные джунгли, кругом камни и коровы, при этом идти все время вверх. Тут то и дал о себе знать мой 20 кг. рюкзачок, под конец подъема я уже не могла его нести, мужчина шедший с нами отнес свой рюкзак и пришел за моим, донес до стоянки, где мы перекусили. Местность там выглядит так:

После того как мы перекусили, я пошла вперед, такое чувство что открылось второе дыхание, обогнала всех, дошла до водопада и первая добралась до переправы через реку. Пои попутчики назвали местность: долина Ани.

По пути делал некоторые снимки:

мои попутчики идут через реку.

попутчики  идут по долине Ани.

каньоны и снег на реке.

Переправились мы выше по течению, было уже порядка 21 ч., быстро поставили палатку, сварили еду и началось падение температуры прям на глазах с 15 до 8 *С. На следующий день нам предстояло взобраться на перевал, это подняться порядка 500-600 м. в высоту, вообще за все время маршрута мы поднялись на высоту примерно 1700 м.

Третий день встали довольно рано, поели и пошли вверх к перевалу, решили в обход не идти и полезли срезу по скале, поднялись минут за 30, подошли к подножью перевала и тут начался какой то ад. Я ношу очки, поэтому солнце меня слепило, откуда то взялись туристы на конях, приходилось останавливаться и пропускать, потом постоянно кружилась голова, тяжелый рюкзак, который я таки не донесла до верха и мне помогали, я залезла туда и уже ничего не хотела. А еще надо спускаться 900 м.

Вот как выглядит вид с перевала:

сюда нам предстояло спуститься.

отсюда мы пришли.

Спуск это еще больший ад чем подъем. За пару дней до нас выпал снег и еще не весь растаял, поэтому местами было очень опасно. А и идти по камням не очень приятно, под конец спуска у меня болели подошвы, идти дальше сил уже не было, я села, сняла сапоги, одела сандали и пошла в них. цель была дойти до водопада, там должны были ждать попутчики, когда я до туда добралась, уже никого не было. Я просто легла на землю и лежала практически минут 40, сфотографировать водопад и чем то любоваться не было сил. Если бы умела плакать, я бы рыдала.На тот момент я представляла как вернусь в город и подам объявление, что продаю рюкзак, палатку, каремат и все остальное.

За прошедший час я все же набралась сил, одела сапоги и пошла дальше, увидела парня и девушку, по их данным мне осталось идти 12 км, самые тяжелые мои 12 км. Шла я лесом и думала, что я крейзи, т.к. каждый шаг был подобен наступлению на гвозди, я чтобы отвлечься разговаривала с деревьями. Через 2 часа я встретила своих попутчиков возле Зимовья, где они уже час как меня ждали, уже поели и предложили сделать это же и мне, но я есть совсем не хотела и пошла дальше. Шла я по каким то ужасным отвалам, обрывам, болотам, дебрям. Страшно не было, было просто больно. Вот я села где то на выступ и из леса выбегает собака, рыжая как лис, но с ошейником, а за ней идут парень и девушка, которые сказали, что мне осталось 4 км. Всего 4 км, и пол часа светового времени. Тут я поняла, что не дойду. пройдя все же км 2, нам с подружкой пришлось ставиться в лесу, благо палатка маленькая и вместиться хоть куда.

Вот в этом домике я прожила 7 дней:

Ночь была тяжелой, ноги ныли, спали мы под горку, поэтому при повороте с бока на бок, я боялась, что палатка покатиться под склон.

Утром мы проснулись и в течение 30 мин дошли до места, потом еще минут 30 переходили реку и искали попутчиков.

Последующие 3 дня мы прожили очень хорошо и весело, каждый день пили минеральную воду, много ходили, принимали родоновую ванну, мазались грязью, я даже сходила в платный душ для пришлых туристов за 300 руб. в общем все выглядело так:

люди стоят позвонить по таксофону и в местный магазин с приличными ценами (хлеб 70р., шоколад 90 р., печенье 6 шт 35 р и т.д.). выше находится турбаза Шумак.

Кадую пятницу прилетает вертолет, привозит туристов и провиант в магазин:

На обратную дорогу я подготовила себе стельки и купленых прокладок за 100р. Потому что мозоли выглядели устрашающе:

Кстати парень сказавший что мне идти всего 4 км работал в этом месте инспектором и следил за порядком.

Назад мы вышли на 3-й день нашего пребывания на Шумаке в 14:00, добрались до 22ч до подножья перевала, где был наш предпоследний ужин.

Спали прямо на березовой роще, вроде березки не сильно помяли.

Рано утром начали подъем на перевал, я поднялась позже всех, наверное потому что никуда не торопилась, но при этом пришла раньше коней, хотя мои попутчики делали ставку именно на них. :)

Я шла медленно, практически без остановок, после перевала переоделась в сандали, хорошо за все дни было жарко и болото в лесу высохло, путь был нормальным ровным счетом до каменных джунглей, после которых было идти вновь больно, да и бесконечный спуск надоедает больше чем подъем. Радовали только растущие маки.

Цель была дойти до озёр, я это сделал второй, уйдя раньше всех, при этом перед подъемом на 200 м, я лежала минут 30 на хвое в лесу, наверное поэтому меня опередили. :) На встречу мне попадались люди, которым я говорила сколько и до куда идти. (Капитан очевидность).

В последнюю ночь на улице была гроза, но было уже не страшно, до выхода из леса было нужно всего 3 часа. :) которые мы по утру быстро миновали, помылись в реке, отправились в обратный путь, заехали в Позную и поели позы (пельмень он и в Африке пельмень).

Перед подъездом к Слюдянке увидели большую пробку из машин, несколько километров, Трансиб все же. А в душе было негодование. Рядом люди с которыми прожили 7 дней бок о бок и надо прощаться.

И вот мы на вокзале Слюдянки, вся наша пятерка! Главный герой собака Кузя.

спустились мы с гор 18.07.11. Купили билет в купе, на ближайший поезд через час № 133 Владивосток - Пенза, ехали в прицепном вагоне с хохлами. В поезде было скучно, от нечего делать фотографировали Иркустк и себя с чудным загаром:

Добрались хорошо и целый день было негодование.

Все спрашивают вернусь ли я туда еще раз?!

Однозначно вернусь!!!!

P.S. вот только ноги подлечу.. :))))